В 60-х произошел всплеск находок «бытовых кладов»

Были времена – клады бульдозерами извлекали… Коллаж Владимира Толстого

   
   

А где строят, там и ломают. Различные источники ссылаются на сведения, полученные от Геннадия Анциферова, который в те годы был главным инженером «Главульяновскстроя».

Везунчики долю получили…

Одним из строений, мешавших воздвигнуть Ленинскую мемориальную зону, был дом губернатора, располагавшийся на месте нового корпуса УлГПУ. К его сносу строители приступили летом 1969 года, и вскоре экскаваторщик обнаружил вмурованный в стену дома сейф, взломал его, однако внутри ничего интересного для себя не обнаружил, и множество бесценных документов смешалось со строительным мусором. Следующую находку сделали рабочие, вскрывавшие межэтажные перекрытия. Они наткнулись на тайник, где были спрятаны акции, векселя, другие ценные бумаги и множество царских банкнот достоинством в 50 и 100 рублей. Большого ажиотажа находка у них не вызвала, поскольку материальной ценности все эти символы былого благополучия уже не имели.

В том же году, ломая старый дом на улице Гончарова, один из рабочих схватил ножку от старой железной кровати, надеясь использовать ее в собственном хозяйстве. И вдруг из нее посыпались царские золотые червонцы! Точная сумма, которую строитель получил в качестве премии от государства неизвестна, однако на новый «Москвич-412» денег ему хватило.

Осенью 1969 года земляные работы велись в районе нынешней трамвайной остановки «Педагогический университет». После того как там поработал бульдозер, сознательные ульяновцы вышли на коммунистический субботник. Они собирали в кучи мусор, чтобы потом загрузить его на самосвалы. Под ноги трудящихся то и дело попадалась слегка заржавевшая помятая консервная банка, но никто не обращал на нее внимания, пока один из граждан не разрубил ее лопатой. Из банки тут же посыпались золотые кольца и монеты царской чеканки. И на этот раз везунчик получил свои положенные по закону 25 процентов.

Земля еще хранит сокровища

   
   

Примерно в те же годы был найден самый массивный симбирский клад. В первых числах октября 1970 года, на холме с видом на Волгу, два семиклассника из Старой Майны увидели выступающий из песка край чугуна, доверху наполненный старинными монетами. Они сообщили об этом взрослым, а те пригласили специалиста из областного краеведческого музея, который собрал 3115 медных пятаков, отчеканенных с 1758 года до 1809-го. Клад весил около 160 килограммов.

Впрочем, очевидно, что далеко не все клады, которые скрывает земля симбирская, уже обнаружены. Об это свидетельствует хотя бы одна детективная история. Утром 16 ноября 1917 года трое неизвестных в военной форме и в масках, вооруженные револьверами, ворвались в ювелирный магазин Моисея Кшиновлогера на Гончаровской улице. Угрожая расправой, налетчики вынудили хозяина отдать им примерно триста ювелирных украшений и 17 000 рублей золотом.

25 февраля 1918 года та же троица ограбила Симбирское отделение Русского Внешнеторгового Банка, прихватив 14 тысяч рублей и ценных бумаг еще на полтора миллиона.

Только через пять месяцев сотрудники Уголовного розыска установили личности бандитов и задержали их в Самаре. В квартире известных на все Поволжье налетчиков Леньки Ульмана, Якова Якубовича и некого Мишки была найдена часть золота, которое грабители добыли во время симбирских «гастролей». Однако основную часть награбленного они оставили в Симбирске у своего приятеля Михаила Кудрявцева, который жил на Старой Казанской (ныне Красноармейской) улице. Тот не смог вернуть награбленное подельникам, поскольку вскоре его застрелили во время чекистской облавы. Деньги и украшения так и не нашли, и тайну клада Кудрявцев унес с собой в могилу. Впрочем, скорее всего, спрятал он золотишко где-то неподалеку от своего дома...

 

Смотрите также: