Одни говорят: безусловно нужны. Другие считают, что «управдом» - это совершенно лишнее звено в цепочке поставщиков и потребителей жилищно-коммунальных услуг. А есть третье мнение (на мой взгляд, самое правильное), что никакого единообразия здесь быть не может, что принудительно институт старших по дому не создашь. Старшие по дому нужны там, где они сформировались сами, завоевав авторитет жителей своей активностью, принципиальностью и конструктивным настроем. И абсолютно не нужны там, где в этот статус приходится загонять из-под палки. Ибо старший по дому – не просто занятие, а призвание.
Добро дала таможня
Виктор Леонидович Бошков – пенсионер таможенных органов Российской Федерации. В советское время работал на Украине, на румынской границе. Под занавес перестройки, в 1988 году, ему было предложено переехать в Ульяновск с целью создания здесь таможенной службы, которую он и строил вполне успешно вплоть до выхода на пенсию в 1997 году. Ульяновской таможней руководил девять лет.
Въедливость таможенника пригодилась не только на работе, но и по месту жительства. Хоть и был тогда дом № 32 по улице Кирова только что сданной новостройкой, но проблем хватало всегда. Виктор Леонидович уже в то время не пропускал ни одного собрания жителей, вникая во все премудрости ульяновской коммуналки. Не раз приходил в свое ЖЭУ-22 с заявлениями от имени всех жильцов. Однако называться старшим по дому не соглашался. Приобрести такой статус его убедили уже в наши дни, когда дом приняла под свое крыло домоуправляющая компания Железнодорожного района.
Нужна система
Вот уже и последняя советская серия крупнопанельных многоквартирных домов того и гляди попадет в разряд ветхого жилья. 22 года – уже серьезный возраст для дома. Подумал Виктор Бошков и с октября 2010 года принял-таки на себя обязанности старшего по дому. Статус на данный момент чисто общественный, неоплачиваемый. И как во всяком деле – разработал свою систему. Собрать всех жителей дома на собрание непросто, почти невозможно. А значит это не наш метод.
С большим трудом, собрал-таки первое и последнее собрание, где был, собственно, и выбран старшим. А кроме
того, предложил оригинальную систему работы. Дом -башенного типа, с одним подъездом. На каждом из двенадцати этажей четыре квартиры. Предложил: на каждом этаже тоже будет старший. Именно через старших по этажам проводятся все поквартирные опросы для того, чтобы сформировать единое мнение собственников жилья или, наоборот, довести до жильцов позицию представителей ЖКХ. Предложение было принято. В доме появилась своеобразная «властная вертикаль». Старший по дому вместе со старшими по этажам представляют собой совет дома, которому остальные жильцы доверяют решать от своего имени текущие вопросы по содержанию дома. Есть среди членов совета и узкая специализация: кто-то следит за состоянием лифтов, кто-то – за окнами и дверьми.
Путь в никуда
Совет дома, к примеру, проводит своими силами экспертизу предлагаемых жилищных тарифов. И вот результат: дом в числе первых подписал договоры на обслуживание с управляющей компанией. Тарифы были приняты ниже тех, которые предлагались первоначально. Анализируя тарифную цифирь и задавая в течение четырех с половиной часов многочисленные «почему?» экономисту ДУК, Виктор Бошков убедил жилищников в том, что по ряду позиций цены были завышены. Так, на содержание и ремонт здания в уходящем году жильцы платят с квадратного метра 13 рублей 17 копеек. Управляющая компания предложила на 2011 год 16 рублей 50 копеек плюс рубль пятьдесят за уборку - всего 18 рублей. Всем советом дома считали, пересчитывали и пришли к выводу, что готовы платить 15 рублей 15 копеек. Как и везде на рынке услуг, здесь надо уметь торговаться. Но торговаться грамотно и аргументированно. А принципиальная позиция «ничего не подписывать», которую заняли сейчас многие жители много-квартирных домов, - это, по мнению Виктора Леонидовича, путь в никуда. Неэффективной он также считает позицию управдомов, стремящихся решить абсолютно все вопросы через суд. Это крайняя мера, когда исчерпаны все возможности цивилизованного диалога.
Менять идеологию
Проблем в доме накопилось немало. На техническом этаже разруха. Ее необходимо ликвидировать. Нужно также обеспечить режим, чтобы в подъезде не тусовалась с пивом (а то и шприцами) неприкаянная молодежь. Пока еще посторонние просачиваются в подъезд, несмотря на стальную дверь и домофоны. Договорились с домоуправляющей компанией об отдельной строчке в квитанции об оплате: освещение нежилых помещений. Теперь от самих жильцов будет зависеть, много или мало они будут платить за освещение в подъезде. И если на лестничной площадке дежурный свет должен быть во все темное время суток, то тамбуры перед квартирами можно освещать по мере надобности, а значит, нужны отдельные выключатели… Проблем много. Виктор Леонидович всерьез настроен навести в доме порядок.
Коммунальным службам, по его мнению, также необходимо менять идеологию своей работы. Неприемлема ситуация, когда диспетчер не может точно сказать, когда к вам придут сантехники, и приходится отпрашиваться с работы на целый день. А они появляются уже на следующий. Или позиция рабочего: «раз уж я взялся менять вам радиатор, значит, имею право ходить по квартире в грязных сапогах и сливать ржавую воду прямо на пол». Общение с представителями ЖКХ – дело непростое. «С вами и Штирлиц стал бы истеричкой», - пошутил однажды Виктор Леонидович после общения с представителями ДУК. Впрочем, в статье просил отметить ДУК Железнодорожного района как очень конструктивную компанию.
Смотрите также:
- Жильцы дома в Ульяновске выставили счет управляющей компании →
- Вольготно на улице Минаева чувствуют себя только крысы →
- В доме должен быть старший →