Его душа за край родной болела. Памяти Сергея Борисовича Петрова

Светлана ЧЕРНЫШОВА / АиФ

23 июня исполнилось бы 72 года известному краеведу Сергею Борисовичу Петрову. На протяжении многих лет учёный был большим другом и строгим читателем «АиФ», всегда открытым для общения, готовым поделиться с редакцией своими энциклопедическими знаниями, нестандартным видением проблем или какой-нибудь сенсацией.

   
   

От аспирантского билета до Шапки Мономаха

И о чём бы ни шла речь - освобождении старинного колокола, запертого в часовой башне Дома Гончарова, сохранении для региона мраморного бюста Есенина, найденного в музейном сарайчике, спасении яблоневого сада у первой гимназии, - для Сергея Борисовича всё это было архиважно, ибо касалось наследия нашего края, а вопрос его сохранения и приумножения было для учёного делом жизни.

Краеведа не стало 29 января (проклятый коронавирус). Он многое успел, сделал, спас, и многое ещё надеялся успеть – извлечь из заточения графский колокол, добиться воссоздания усадьбы Языковых, поучаствовать в издании поволжской палеонтологической энциклопедии... и это только те планы, которыми Сергей Борисович делился с нашим изданием. Одно из последних своих интервью «АиФ» ученый дал в каминном зале областной научной библиотеки. Здесь, среди книг и научных журналов, краевед чувствовал себя как дома, да и работники библиотеки давно воспринимали его не как рядового читателя, а как своего соратника и коллегу.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

После ухода Сергея Борисовича его родственники передали в дар Дворцу книги часть личной библиотеки учёного. Некоторые издания сегодня можно увидеть на выставке «Душой болеющий за край», открывшейся в день рождения исследователя. Среди книг и журналов - личные вещи краеведа: фотографии, удостоверение аспиранта философского факультета МГУ, диплом кандидата наук, билет члена Союза журналистов России и, разумеется, Шапка Мономаха - главная награда популярного в регионе краеведческого журнала, которой Сергей Борисович был удостоен в 2010 году.

Монографии, журнальные статьи, материалы в энциклопедиях и научных сборниках... - авторы выставки постарались включить в экспозицию издания, отражающие самые разные форматы и грани научного творчества краеведа Петрова. Отдельная рубрика - книги из личной коллекции ученого, некоторые - с дарственными надписями и автографами авторов.

«Книг нам передали очень много, - говорит заведующая сектором библиотеки Оксана Елягина. - Двоюродный брат Сергея Борисовича рассказывал, что книги в его квартире были везде - на кухне, на полках, во всех шкафах, диван подняли - и там тоже всё было заполнено книгами. Я даже не представляю, как можно было столько читать. Из книг, которые передали библиотеке, мы сделаем коллекцию, и она будет доступна читателям».

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Он просто хотел порядка

Есть у сотрудников Дворца книги и другая идея - создать в библиотеке уголок памяти краеведа - поставить туда письменный стол Сергея Борисовича, добавить что-то из личных вещей.

   
   

«Человек он был неравнодушный, болеющий абсолютно за всё, - вспоминает сотрудница. - Как-то не смог найти книгу Григоровича, и это было для него личное горе: «Куда делась эта книга? Ее, наверное, у вас украли». Естественно, ничего у нас не крали, и книга вскоре нашлась. Сергей Борисович мог и вспылить. Я даже обиделась однажды: «Ну зачем вы мне такие вещи говорите? Я в библиотеке работаю давно, своё дело знаю и таких слов не заслуживаю». А он мне в ответ совершенно другим тоном: «Вы понимаете, ну кто, кроме меня, будет вас учить?» Не знаю почему, но я это приняла. Я понимала, что его негатив - это несерьезно, он просто хотел порядка, болел, радел за то, чтобы вся наша культура, наше наследие сохранилось, осталось».

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Заведующая информационно-библиографическим отделом Дворца книга Марина Тихонова познакомилась с краеведом ещё в начале девяностых.

«Помню, когда Сергей Борисович только записался в библиотеку, он несколько раз меня напугал, - вспоминает библиограф. – Конец рабочего дня, тишина, посетителей нет… и вдруг слышу – в углу бубнит кто-то. А на дворе девяностые, страшно. Как оказалось, это Сергей Борисович к занятиям готовится – лекции вслух проговаривает. Так он и сидел обычно до конца рабочего дня, часто уходил вместе с нами и вместе с нами закрывал библиотеку».

Сотрудница Дворца вспоминает краеведа как человека исключительно интересного, обладающего уникальными знаниями. Да, подчас он был навязчивым, но навязчивым в хорошем смысле этого слова. Дело в том, что он всегда стремился доводить свои начинания и проекты до конца, а объяснять ему, что помимо краеведа Петрова в библиотеке есть и другие читатели, требующие внимания и помощи, было проблематично.

Последний проект

Будучи подкованным читателем сам, он учил этому и своих студентов.

«Не знаю точно, что это была за практика – педагогическая, научная или библиографическая, - студенты просто приходили, и Сергей Борисович учил их искать источники, заставлял работать в каталогами и бумажными носителями, - продолжает делиться воспоминаниями Марина Тихонова. – Он говорил: «В интернете, конечно, есть много, но важные крупицы краеведческого материала хранятся не там, а на страницах местных газет, их нужно обязательно просматривать, и информацию читать между строк». Контролировал студентов он строго – не сбежишь. Не знаю, кем эти ребята стали, но пользоваться каталогами, энциклопедиями и справочниками они точно научились. Для Сергея Борисовича было важно, чтобы его подопечные не просто владели информацией, но и могли объяснить, из какого она источника. В этом смысле учёный был нашим коллегой – библиографом».

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Биография фигуристки Людмилы Белоусовой и тренера Станислава Жука, поиски потомков писателя Гончарова, симбирские корни рода Глинки – по каким только темам не обращался в библиотеку Петров за три десятилетия сотрудничества. Последний проект, над которым краевед работал и которым дышал, - празднование 200-летия со дня рождения нашего земляка Дмитрия Григоровича – писателя, театрального критика, искусствоведа, мецената. К сожалению, до реализации проекта Сергей Борисович не дожил, да и коронавирусные ограничения не позволили организовать масштабных празднеств. Но виртуальную конференцию с участием представителей музея Григоровича, сотрудников педагогического университета и библиотечного сообщества региона Дворец книги 30 марта провёл, воплотив в жизнь последнюю задумку одного из самых ярких своих читателей.