Юрий Топчиян: «Фотография отличается от живописи лишь другим инструментом»

Сергей Юрьев / АиФ

Ульяновский фотограф Юрий Топчиян принял участие в съёмках нового фильма, посвящённого жизни Ленина.

   
   

Трудно ли быть профи?

В. Толстой: Юрий, что вы думаете о критериях оценки работы фотографа?

Ю. Топчиян: Главное, чтобы это нравилось тем, для кого ты делаешь свою работу. В последнее время начали приглашать на съёмки в другие города России – в Санкт-Петербург, например. И это для меня главное. Для меня важнее оценка тех, кто рядом.

– Очень многие граждане приобрели солидные камеры и сочли, что больше не нуждаются в услугах профессионалов…

Фото: Из личного архива Юрия Топчияна/ Юрий Топчиян

– Профессионал и на телефон может снять так, как не сумеет ни один дилетант, какая бы крутая камера у него ни была. В большинстве люди даже не вникают в возможности своей аппаратуры, снимают в автоматическом режиме, а это сводит на нет все преимущества современной техники. А ведь фотография отличается от живописи лишь тем, что изображение создано с помощью другого инструмента – не кистью, а фотоаппаратом. А значит, фотографу, как и живописцу, требуются и талант, и необходимые навыки.

– Большинство граждан смотрят на фотографию как на сферу услуг и не ценят её как искусство. Разве не так?

   
   

– Согласен. В большинстве случаев люди элементарно ищут что подешевле, а лучше – то, что вообще бесплатно. Но тут каждый фотограф должен воспитывать себе клиента, привлекать тех, кто наделён определённым художественным вкусом. Люди, которые ценят профессионализм фотографа, способны оценить качество его работы.

Фото: Из личного архива/ Юрий Топчиян

– Существует, конечно, и то, на что спрос никогда не иссякнет – свадебная съёмка.

– Хотелось бы, чтобы работа приносила ещё и творческое удовлетворение, а свадебная съёмка таких возможностей практически не даёт. Это какой-то шаблон, там нет разнообразия, там есть сложившийся стандарт, от которого люди почему-то не хотят отходить. Порой предлагаешь им какие-то оригинальные «фишки», и они поначалу соглашаются, но потом их снова тянет к стандартным вещам. Свадебная фотография – не место для творческого раскрытия фотографа. Гораздо больше простора для творчества, когда работаешь с конкретным человеком, конкретной моделью.

Постановка или репортаж?

– А что предпочтительней – постановочная или репортажная фотография?

– На самом деле, придать постановочной съёмке черты репортажной не так уж сложно. Нужно лишь ловить момент. Мне достаточно минут двадцать общения, и модель перестаёт чувствовать напряжение. Например, недавно пришла девушка, чтобы сделать модельное портфолио. Разговорились, и выяснилось, что она ещё и профессиональный флорист. И мы в студии создали «цветочную оранжерею», где она ощутила себя в естественной обстановке. И лучшие снимки получились в тот момент, когда она расставляла цветы.

Фото: Из личного архива Юрия Топчияна/ Юрий Топчиян

Вперёд – в прошлое!

– Помог ли такой опыт при участии в проекте создания фильма о Ленине?

– Конечно. Это проект Первого канала, посвящённый 100-летию Октябрьской революции. Запланирована съёмка двенадцати серий с рабочим названием «Ленин», который охватывает всю жизнь вождя мирового пролетариата, начиная с рождения, детства и юности. Съёмкой занимается московская кинокомпания «Star Media». Они приезжали в Ульяновск ещё в прошлом году снимать первые сцены фильма, потом продолжили уже в феврале этого года. Их задача – показать все события максимально правдоподобно, так что местную натуру они используют очень активно и даже привлекают местных актёров. Съёмки велись и в Доме-музее Ленина, и в доме, где родился Ильич, и в музее «Симбирская фотография», где воссоздана обстановка местных фотоателье, в которых фотографировались Ульяновы. Конечно, многие естественные «декорации» до наших дней не сохранились, но у нас осталось достаточно исторической застройки, чтобы передать атмосферу тех лет.

– А как вам удалось принять участие в этом проекте?

– Думаю, что здесь отчасти присутствует элемент везения. Когда они в декабре прошлого года приехали в первый раз, у них заболела художник по свету. Актёров привлекали с помощью одного из самых авторитетных в нашем городе продюсерских центров. Так что ряд главных ролей исполнили ульяновцы. Например, исполнитель роли Володи Ульянова в полугодовалом возрасте Макар Лебедев уже сыграл роль самого Ленина. На роль пятилетнего Ильича утвердили Светозара Сидякина, Володю Ульянова – юношу – сыграл Алексей Пепин. Ульяновцы сыграли также брата Александра Ульянова в юности и более зрелом возрасте, двух сестёр, Марию Александровну. Их сейчас вызывают в Москву и Петербург для дальнейших съёмок. Я с этим продюсерским центром давно сотрудничаю, и там меня порекомендовали в качестве художника по свету.

Досье
Юрий Топчиян. Родился в 1984 г. в Инзе Ульяновской области в семье военного. Окончил курсы видеооператоров в Санкт-Петербурге, Московскую школу фотографии, сотрудничал с телеканалами.
– А как получились фотографии со съёмочной площадки?

– Фотоаппарат у меня всегда с собой, а руки осветительными приборами заняты не всё время. Решил, что будет время сделать несколько интересных снимков. И время действительно было – так появились первые кадры. А когда съёмочная группа приехала сюда в феврале, они даже брать не стали своего штатного осветителя, поскольку работаю я не хуже, а обхожусь, видимо, дешевле. И исполнительный продюсер мне предложил вести ещё и съёмку для фотоотчёта. И сейчас все эти фотографии находятся в кинокомпании, но разрешили публиковать мне только часть из них, пока съёмочный процесс не завершён. Все снимки можно будет опубликовать только после выхода на экраны первой серии фильма.

Фото: Из личного архива Юрия Топчияна/ Юрий Топчиян

– И когда этот выход ожидается?

– Первая серия должна выйти в ноябре.

– Люди той эпохи отличались от наших современников. Как удаётся на фото передать их

характеры?

– Мне было проще, поскольку в процессе съёмки фильма актёры находятся, что называется, «в образе». Большинство фотографий сделано именно в процессе актёрской работы. Мне оставалось только искать нужный ракурс и ловить мгновения. Так что процентов на восемьдесят здесь заслуга самих актёров.

– На съёмки фильма в других городах не приглашают?

– На меня возложили миссию в Ульяновске. В фильм войдут кадры местной природы и городской среды. Этим мы сейчас и занимаемся с моим коллегой Вениамином Корниенко. А ехать куда-то, чтобы работать только на фильм, я бы наверное, не согласился. И здесь достаточно работы.

Фото: Из личного архива Юрия Топчияна/ Юрий Топчиян