В доме № 3 по улице Садовой в р.п. Николаевка можно открывать музей. И не потому, что хозяева – личности весьма замечательные.
Иван Яковлевич Пашин и Елизавета Васильевна Чернышёва – муж и жена. Иван Яковлевич – ветеран Великой Отечественной войны, награждён орденом Боевого Красного Знамени. Елизавета Васильевна – Заслуженный учитель РФ. Они, конечно, вполне заслужили, чтобы их жизнь стала примером для остальных. Но музей в доме открывать можно уже сегодня и называться он будет «Музей ненужных подарков».
Первый орден – за «языка»
В Рабоче-крестьянской Красной Армии Иван Яковлевич служил с 1940 года. На войну ушёл в июле 1941-го в звании сержанта, командиром отделения. Немцы тогда рвались к Москве. В декабре Красная Армия начала контрнаступление. Иван Пашин в составе лыжного батальона автоматчиков участвовал в освобождении городов Белев, Козельск, Сухиничи. Однажды с группой бойцов получил задание пересечь линию фронта и взять «языка». Окопы немцев были ограждены колючей проволокой, на которой висели консервные банки, железки, бутылки. Бойцы проделали в заграждении лаз и незаметно проникли в расположение гитлеровцев. В небольшом городке Дубиничи предположительно должен был находиться штаб. Разведчики затаились в полуразрушенной избе напротив ярко освещённого дома, к которому подъезжали немцы на машинах и мотоциклах. И вдруг здоровенный детина с чемоданчиком в руках направился прямо к ним – видимо, по нужде. Немца оглушили прикладом, сунули в рот кляп, быстро связали, положили на волокушу, сделанную из двух широких лыж, и стали отходить к своим. Когда проходили заграждение, один из бойцов нечаянно задел проволоку. Зазвенели банки, в небо взвились осветительные ракеты, застрочили пулемёты. Трое бойцов потащили языка, а Иван Пашин и Михаил Князев остались прикрывать их отход. Ивана Яковлевича ранили в плечо, но он не покинул поле боя. Немец оказался фельдъегерем, доставившим ценные документы. За эту операцию Иван Пашин получил первую боевую награду – орден Красной Звезды.
Против «Тигров» и «Пантер»
После лечения Ивана Пашина направили на учёбу в Первое гвардейское танковое училище в Ульяновск. Вместе с экипажем он отправился в Челябинск получать новый танк ИС-122. Погрузили технику на платформу – и эшелон пошёл в Германию. Воевал Пашин механиком-водителем в составе 220-го гвардейского Гатчинского полка под командованием легендарного Василия Чуйкова. В ночь на 16 апреля 1945 года тяжёлые танки ИС (Иосиф Сталин) пошли в атаку. За Одером машина Пашина оказалась на минном поле, повредила левую гусеницу, но бойцы сумели выехать с поля и починить её. Лобовую броню немецкие снаряды пробить не могли, главное было - не подставлять борта. Завидев 50-тонный ИС, средние танки старались скрыться, но «Тигры» и «Пантеры» вступали в бой.
- В тот день небо и земля как будто смешались, день превратился в ночь, - вспоминает ветеран. – Кругом горела техника, стоял смрад от трупов. Такой рисуют преисподнюю, самое пекло. Мы тоже чуть не попали в когти смерти, но Господь сохранил меня.
Висло-Одерская операция закончилась взятием Берлина. Экипаж ИС подбил «Тигра» и «Пантеру». В машину Пашина попал снаряд. К счастью, экипаж не пострадал. Танк поставили на ремонт, Ивана Яковлевича повысили в звании и назначили командиром ИС-3.
А в мирное время…
Война для Ивана Пашина окончилась в декабре 1946 года. Тогда-то он и приехал в Николаевку. На парадном кителе позвякивали ордена и медали. Иван Яковлевич пошёл работать механиком в автотранспортное управление, со временем стал начальником.
В Николаевке он повстречал любовь всей своей жизни – Елизавету Васильевну, и стали они жить-поживать. Добра особого не нажили, детей тоже, но дом построили. Елизавета Васильевна работала в школе, учила детей немецкому языку. Сегодня её ученики – профессора, учёные, инженеры, военные, один из них даже работал в администрации Президента России. В праздники телефон в доме не смолкает. Сам губернатор поздравляет Елизавету Васильевну с Днём учителя. Им дарят ценные подарки – сервизы, редкие издания книг, открытки, грамоты и прочие «ценные вещи». Старички складывают подарки под кровать. Шутят, что впору открывать музей.
Конечно, внимание со стороны руководства области и муниципального образования приятно, но ветераны остро нуждаются в улучшении жилищных условий. Иван Яковлевич – инвалид второй группы, Елизавета Васильевна – первой. Они живут в доме, который был построен ещё в 1954 году. Воду приходится носить из колонки, туалет во дворе, топят дровами. Их ученики уже не первый год пытаются «выбить» для них жильё в Ульяновске, чтобы остаток дней старики могли пожить в квартире с удобствами. Они считают, что каждый пожилой человек, а уж тем более воин-победитель и Заслуженный учитель РФ достойны этого. Однако чиновники думают по-другому. До 2010 года Пашина даже на очередь не ставили: метража хватало. После каждого обращения многочисленные комиссии приходили с проверками. После каждой такой проверки Ивану Яковлевичу вызывали «скорую». Сегодня ветеран практически не встает с постели.
Зачем такие неудобства?
Их навещает сердобольная женщина, помогает по хозяйству. Посёлок газифицирован, но провести газ в дом старикам не по карману. Согласно смете, составленной представителями муниципального образования, провести в дом газ, воду, установить котёл для отопления будет стоить 350 тысяч рублей. Потратить жилищный сертификат на ремонт старики не имеют права. Да и сам сертификат ещё не получили – только в прошлом году их поставили на очередь. Ветераны написали о своих бедах Президенту РФ. Из администрации Президента обращение переправили в администрацию муниципального образования «Николаевский район». Из администрации пришёл ответ: «Ну вы же сами отказались от переселения в геронтологический центр, который находится в Ульяновске, или в дом-интернат для престарелых граждан в Димитровграде»! Ветераны обратились к губернатору Ульяновской области с просьбой провести в дом воду, обустроить отопление и канализацию. После этого из областного бюджета им выделили 10 тысяч рублей, ещё 5 тысяч – из муниципального. Недостающую часть старички должны возместить сами. Более того, по мнению чиновников, смету можно пересмотреть в сторону уменьшения расходов. «Вы сами до конца не представляете величины предполагаемых работ по благоустройству дома. Вам не совсем понятно масштабность перестановки мебели и неудобства, связанные с реконструкциями в стенах», - говорится в официальном ответе на обращение (орфография сохранена). А жить в таких условиях, значит, удобно…
Как-то раз Иван Яковлевич попросил: «Лиза, подай мне пиджак с орденами». Она накинула пиджак ему на плечи, он посидел минут пятнадцать: «Сними, плечам тяжело». Повесить пиджак в шкаф у неё не хватило сил. Он так и остался висеть на стуле…
Смотрите также:
- Виктор Абашин: «Во времена СССР считалось естественным служить Родине» →
- Правда и ложь об Александре Матросове →
- Санитарный поезд № 1054 →