Мог стать педагогом или полководцем
На территории, что ныне занимает Ивановский детский дом, когда-то было поместье князей Оболенских. Вскоре после революции 1917 года здания усадьбы были заселены бродягами – «пришлыми людьми». Однако уже в 1919 году в одном из них был сделан ремонт, и в нем поселили 56 бывших беспризорников – так была основана детская трудовая коммуна имени Красной армии. Потом в других зданиях открыли школу, библиотеку и столовую.
Часть юных коммунаров пришлось поселить в стоящем по соседству деревянном здании церкви, но вскоре дети ее «по неосторожности» сожгли…
Времена были трудные, и коммуна давала детям крышу над головой, трехразовое питание, возможность учиться и работать в подсобном хозяйстве, которое просуществовало до недавнего времени. Оно было закрыто всего шесть лет назад – после того как соседние сельхозпредприятия перестали оказывать шефскую помощь кормами.
В 1936 году здесь появился новый воспитанник – Саша Матросов. Его поселили в новом жилом корпусе, который был построен тремя годами ранее.
Детство и юность Александра Матросова в 90-е годы прошлого века обросли массой «сенсационных» подробностей: появились публикации, где утверждалось, что он был чуть ли не «малолетним бандитом», за что даже перед войной отбывал тюремный срок. Эти «сведения» опровергаются не только воспоминаниями тех, кто его знал – друзей и педагогов, но и документами: в мемориальном музее выставлена вырезка из газеты 1939 года с заметкой, где прямо говорится, что он хорошо учился и отличался примерным поведением. А фотография на газетной полосе иллюстрировала его увлечение – он сам с «благословения» директора детдома оборудовал на крыше здания голубятню. Также Саша Матросов участвовал в художественной самодеятельности, неплохо играл на гармони и гитаре, мог подобрать на слух любую мелодию. Самым его «страшным преступлением» было участие в «набегах» на соседские огороды, но в те не слишком сытые времена этим грешили практически все воспитанники детских домов.
Он мог стать педагогом, поскольку любил заниматься с малышней. Он мог стать полководцем, поскольку повесть «Чапаев» была его любимой книгой, и он знал наизусть все чапаевские бои. Но судьба распорядилась иначе…
Из заключенных – в добровольцы
В 1940 году Александр Матросов закончил школу-семилетку, его отправили в Куйбышев - получать рабочую профессию на вагоноремонтном заводе. Но однажды по «детдомовской почте» до него дошли слухи, что его родная мать вовсе не умерла, как он считал ранее… Он, ни у кого не спросив разрешения, отправился на ее поиски в родной город Днепропетровск. Паспорта у него не было, и, согласно существующему тогда закону, путешествие без удостоверения личности считалось серьезным преступлением. Его задержали в Саратове и приговорили к двум годам заключения в Уфимской трудовой колонии «за нарушение паспортного режима».
Как только началась Великая Отечественная война, заключенный Матросов начал писать рапорты с просьбой отправить его добровольцем на фронт, и в сентябре 1942 года ему удалось добиться направления в Краснохолмское военное пехотное училище. Но полного шестимесячного курса стрелков-автоматчиков ему пройти не удалось – 18 января 1943 года курсантов отправили на фронт – в 91-ю отдельную стрелковую бригаду добровольцев-сибиряков, которая дислоцировалась в районе города Великие Луки.
Последний бой
23 февраля 1943 года подразделение получило приказ взять деревню Чернушки, через которую проходила стратегически важная железнодорожная ветка. Немцы создали здесь мощный оборонительный рубеж с колючей проволокой, противотанковыми рвами и тремя долговременными огневыми точками. Бой начался в 8 часов утра с мощной артподготовки, в результате которой удалось уничтожить два дзота, но третий был настолько тщательно замаскирован, что разведке не удалось его заранее обнаружить. Дзот занимал господствующую высоту, из него простреливалась вся округа, и подобраться к нему скрытно возможности не было. При попытке взять высоту погибло много советских воинов, «захлебнулось» несколько атак. К нему пытались подобраться группами по несколько человек, но все они были уничтожены вражеским огнем. Тогда к своему командиру, старшему лейтенанту Артюхову, обратился рядовой Александр Матросов: «Разрешите мне помочь товарищам».
Он переоделся в маскировочный халат, взял три связки гранат. Ползком, перебежками, используя неровности рельефа, он смог приблизиться к вражескому дзоту на расстояние броска гранаты. Но только третья связка гранат взорвалась прямо у амбразуры дзота. Пулемет замолк, и советские бойцы поднялись в атаку. Но, как оказалось, от взрыва погибли не все фашисты, засевшие в дзоте, и вскоре пулемет заработал вновь, кося ряды атакующих. Видя, что гибнут его товарищи, Александр Матросов лег на амбразуру дзота. Произошло это в 11 часов 15 минут по московскому времени…
Имя Матросова вскоре стало символом героизма и самопожертвования советских воинов. 18 июня 1943 года ему было посмертно присвоено звание героя Советского Союза, а вскоре в армейских частях начала распространяться брошюра «Герой Советского Союза гвардии рядовой Александр Матросов», повествующая о его подвиге…
Музей – народная инициатива
Открытию мемориального музея в Ивановском детском доме предшествовала любопытная история. В 1951 году детдомовские дети вместе со взрослыми отправились в клуб соседнего села Кременки на киносеанс и посмотрели фильм «Рядовой Александр Матросов». И артист Анатолий Игнатьев, исполнявший роль Александра Матросова, имел большое внешнее сходство со своим героем. И один из работников детского дома воскликнул: «Смотрите! Да это же Сашок наш! Матросов!».
Об этом вспоминала недавно ушедшая из жизни бывшая техническая работница детдома Анна Александровна Лазарева. И после этого по инициативе детей и преподавателей начал создаваться музей. Тогда еще были в живых множество учителей, друзей и знакомых героя. Они-то и предоставили музею множество подлинных фотографий, документов, подлинных предметов. Очень много экспонатов предоставил бывший директор детского дома Петр Иосифович Макаренко, однофамилец великого педагога. Сначала музей размещался в одной комнате, а потом, когда в детском доме начали строиться новые современные корпуса, к 1960 году, занял оба этажа здания. Тогда, 9 мая 1960 года, и состоялось его торжественное открытие.
Вскоре музей обрел не только всесоюзную, но и международную популярность – в книге отзывов сохранились записи представителей множества стран и всех континентов, исключая Антарктиду. Музей посещали космонавты, известные артисты, писатели, композиторы и даже руководители Партии и государства. Для подарков музею пришлось выделить отдельную комнату, а вереница автобусов с экскурсантами – школьниками, студентами, военнослужащими и просто туристами - порой тянулась до станции Охотничья. В 1972 году около музея был установлен памятник Александру Матросову, один из множества монументов, поставленных в его честь по всей огромной стране.
Сейчас, увы, музей, который занесен в «Книгу Почета» мемориального комплекса на Поклонной горе, экскурсанты посещают нечасто. Как утверждает его заведующая Рузания Калимулина, желающих увидеть экспозицию и в настоящее время немало, но далеко не всем по карману услуги автотранспортных предприятий и туристических агентств. А ведь, казалось бы, именно сейчас, когда так много говорится о патриотическом воспитании, самое время возвратить музею его былое значение.