Анастасия Миллер – директор детского центра развития и фитнеса «Тип Топ», по «совместительству» многодетная мама, воспитывающая троих сыновей. С младшим – трехмесячным Андрем – она и пришла на интервью.
Малыш в этот день вёл себя довольно беспокойно, и маме приходилось то и дело отрываться от беседы, чтобы его успокоить. Но никаких признаков нервозности в её поведении не наблюдалось. Одним словом – настоящий профессионал. Интересно, что два первых сына Анастасии родились с разницей в три года аккурат в день рождения мамы, а третий «не дотянул» до этой даты всего неделю. Кстати, так полюбившиеся нашим читателям «Дни здоровья вместе с «АиФ» мы начинали проводить с лёгкой руки Анастасии.
Прыжок из песочницы – в бизнес
А. Юхтанов: - Анастасия Владимировна, почему вы выбрали для себя работу с малышами?
А. Миллер- Как-то так получилось, что с детства во дворе меня окружали дети младше меня. Я с ними играла, увлекала их разными занятиями, организовывала. Потом появились племянники… а потом и свои дети. Никаких вопросов о выборе профессии не было. Просто игры детства постепенно переросли в профессию и бизнес.
- Значит, игры были не просто играми. Наверное, они несли какую-то полезную нагрузку?
- Разумеется, будучи школьницей, студенткой, я старалась «изобрести» такие игры, которые были бы не просто увлекательными, но и полезными. Играть нужно так, чтобы дети чему-то научились и, когда вырастут - не разлюбили учиться.
- И какие же игры для этого предпочтительнее? Подвижные или «вдумчивые»?
- Без движения развитие умственных способностей не может быть эффективным. В этом я убедилась позже, в своей профессиональной практике. Психическое и умственное развитие ребёнка тесно связано с физическим. Чем лучше физическая форма, тем выше внимание, память, мышление. Чем больше физическая активность, тем выше активность умственная, лучше успеваемость, ниже утомляемость, раздражительность и капризность.
- Значит, если ребёнок устал от чтения или счёта…
- Достаточно поиграть в мяч, попрыгать на скакалках или сделать увлекательную гимнастику на фитболах. От этого у ребёнка повысится трудоспособность и улучшится способность к усвоению нового. Когда я поняла всё это, мне и пришла в голову идея открыть не просто центр для развития детей, а центр развития и фитнеса. Иными словами, центр гармоничного развития детей.
- Вы работаете в частном секторе. Следует ли из этого, что государственное дошкольное образование вас чем-то не устраивает?
- Нет, не следует. Дошкольное и школьное образование в государственных учреждениях, на мой взгляд, достаточно хорошее. Мои старшие сыновья, например, ходили в обычный детский сад. Есть какие-то моменты, которые мне, как маме, не нравятся. Но это не так глобально. Государственные учреждения я рассматриваю не как конкурентов, а как партнёров. Мы работаем на одну цель – развитие детей, которое даёт им возможность стать успешными в будущем.
От пользе кризисов
- Не кажется ли вам, что родители в наше время чересчур «развивают» детей, лишая их детства? После гимнастики – музыка, потом сразу иностранный язык. Порой дети выглядят настолько измотанными…
- Такое, увы, бывает. Я считаю, что в развитии детей всё должно быть естественно. Здесь нужно следовать законам природы. Не надо воспитывать и развивать детей «специально», надо учитывать их интересы и помогать им развиваться. Главное право ребёнка – это его право на детство, а значит, на полноценное проживание всех возрастных периодов, всех кризисов, всех возрастных проблем. Есть масса методик по раннему развитию детей. Но надо помнить, что самая хорошая методика – это счастливое детство вашего малыша, которое никогда не повторится, но останется в памяти на всю жизнь.
- А как же быть, если хочется воспитать чемпиона по боксу, который первоклассно танцует-музицирует и по-английски шпарит?
- Если родитель исходит из интересов ребёнка, значит, он его не будет излишне нагружать. И даст ребёнку то, что ему необходимо для того, чтобы он был счастливым, развитым и, самое главное, здоровым. Если родитель руководствуется своими амбициями, значит, ребёнок будет проживать не своё счастливое детство, а планы и жизнь своих родителей. Есть несколько вещей, на мой взгляд, которым ребёнок должен научиться в детстве. Например, знание иностранного языка. Это прикладные знания, которые пригодятся в любой профессии. Не обязательно изучать его в раннем детстве, можно в более сознательном возрасте. Другая необходимая вещь – занятия в спортивных секциях. Музыкальное развитие тоже даёт замечательные плоды для успешного развития. Но в любом деле важна мера.
- Компьютер, интернет, виртуальные игры – вред или польза?
- И вред, и польза. Это очень важная составляющая современной жизни. Ребёнку важно понимать и различать реальный и виртуальный мир. Когда ребёнку в жизни летит мяч в лицо, он должен увернуться, когда «летит» мяч с экрана, ребёнок просто наблюдает. Так и во многих играх: ребёнок не должен путать реальность настоящую и компьютерную. И телевизор важно смотреть вместе с ребенком, чтобы по ходу мультика можно было объяснить малышу, что такое хорошо, что такое плохо.
- Вот сейчас популярен сериал «Маша и Медведь»…
- Ну, по большому счёту, это мультфильм для детей постарше (смеётся). Для тех, кто может правильно оценить поведение героини. Очень распространённый порок: телевизор в фоновом режиме. Этого не должно быть. Результатом будет только перевозбуждение, раздражение и больше ничего. И ещё: просмотр телевизора и занятия с компьютером должны перемежаться активными паузами.
Наказание – это преступление?
- Можно ли детей наказывать?
- Исходя из наблюдений, воспитание сводится к тому, что взрослые учат ребёнка поступать определённым образом и требуют безусловного послушания. Если ребёнок следует словам взрослого, всё замечательно, если нет — получи наказание.
- А что здесь не так?
- Методы «кнута и пряника» подразумевают, что взрослый якобы изменяет дурной характер ребёнка: сами-то мы, естественно, ангелы и в перевоспитании не нуждаемся. Взрослому со своей колокольни кажется, что ребёнок специально «действует на нервы». На самом деле он пытается разобраться, как устроен мир, просто делает это не самым удобным для взрослого образом.
- Ну вот, вздумает ребёнок, осваивая мир, вырваться и побежать по проезжей части. Делать-то что?
- В воспитании не может быть быстрых решений на все случаи жизни для всех детей. Но любой навык можно привить без боли и насилия, предлагая помощь, оказывая поддержку, объясняя и практикуя до тех пор, пока это не станет второй натурой. За ошибки нужно не наказывать, а учить ребёнка их анализировать и искать решение. Важно воспринимать воспитание как увлекательный процесс развития.
- Значит, наказание – это преступление? Да здравствует «ювеналка»?
- Разумеется, я против вседозволенности. Был случай с моей знакомой, проживающей в США. Дочь пожаловалась на маму, позвонив в соответствующую службу. Девочку, видите ли, не устраивало, что мама заставляет её выбросить пустые картонные коробки из комнаты. Девочке хотелось, чтобы коробки остались на месте. Взрослые люди приезжали разбираться на эту тему с родителями. Такого вмешательства в семью, конечно, тоже не должно быть. Родители – это главные люди в жизни ребёнка, и если серьёзные чиновники будут поддерживать детские капризы, ни к чему хорошему это не приведёт.
- Кого мы сегодня должны воспитывать с «младых ногтей»? Потребителей? Патриотов? «Граждан мира»?
- Мы должны воспитать в первую очередь хорошего и порядочного человека. Человека, который несёт ответственность за свои поступки. Человека, который будет гордиться своими родителями и семьёй.
Смотрите также:
- Откуда берутся детские страхи и как их преодолеть? Комментарии психолога →
- Владислава Слепова, приёмная мама: «Для меня все мои дети – родные» →
- Доктор главнее интернета. Если у ребёнка болит живот →