Сомнительное достижение

Фото: Сергей Юрьев

   
   

Минувшей осенью во всероссийском масштабе было объявлено, что впервые в своей новейшей истории страна войдет в новый год без повышения тарифов ЖКХ. Министр экономики Ульяновской области Олег Асмус назвал это историческим событием и отметил, что ряд потребителей коммунальных услуг ждет даже снижение тарифов. Это касается районов, где идет активная модернизация систем теплоснабжения и переход с мазута на газ. Например, в Барыше жители многоквартирных домов сэкономят от шестисот до восьмисот рублей ежемесячно.

Пиар-акция?

Впрочем, это не означает, что в течение года тарифы останутся прежними – их ждет повышение в два этапа – 1 июля и 1 сентября, но средний рост, по словам Олега Асмуса, составит не более десяти процентов, что хоть и превышает ожидаемый уровень инфляции, но, тем не менее, является рекордно низким показателем.

Кстати, в некоторых федеральных СМИ появились сообщения, что в Госдуме по инициативе Владимира Путина готовится законопроект, согласно которому в России тарифы на услуги ЖКХ не будут увеличиваться еще несколько лет. Однако в эфире радиостанции «Эхо Москвы» тут же выступил с опровержением пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков: «Эта информация звучит достаточно странно. Вряд ли можно говорить о том, что можно «морозить» на три года тарифы…».

Итак, возникает вопрос: почему повышение тарифов было решено отложить на полгода и к каким последствиям может привести это решение?

Не было бы счастья…

   
   

Примечателен и тот факт, что решение о временном замораживании тарифов было озвучено накануне выборов в Государственную думу, а его действие заканчивается вскоре после президентских выборов. Не означает ли это, что как только закончится выборная кампания, энергетики и коммунальщики предпримут все усилия, чтобы возместить себе потери? Тем более, у них будет железный аргумент: «Мы пошли навстречу власти, пусть теперь и власть закроет глаза на наши дальнейшие действия…».

Хотя никаких экономических обоснований замораживания тарифов общественности предоставлено не было, очевидно, что резервы есть даже для их снижения. В последние месяцы много говорилось о долгах управляющих компаний перед теплоснабжающими организациями, которые в прошлом году превысили только по Ульяновской области миллиард рублей. И, несмотря на это, только за первый квартал прошлого года основная теплоснабжающая компания нашего региона закончила с прибылью более двух миллиардов рублей, а ее руководство получило многомиллионные бонусы и премиальные. Что ж, в ситуации, когда несколько предыдущих лет тарифы росли в среднем на двадцать процентов, сверхприбыльный бизнес может позволить себе такой барский жест – на время умерить свои аппетиты.

Удивительная терминология

Как-то мешает видеть в снижении темпов роста тарифов благодеяние и тот факт, что пределы роста цен на услуги ЖКХ, принятые Федеральной службой по тарифам на 2012 год, практически вдвое превышают уровень предполагаемой инфляции. И едва ли кто-то сумеет дать разумное обоснование тому, что горячая вода дорожает вдвое быстрее, чем колбаса. В итоге все получается как всегда: проблемы коммунального хозяйства опять решаются исключительно за счет потребителей.

Временная остановка роста тарифов на полгода вовсе не означает, что собственники жилья не обнаружат в своих платежках возросшей суммы.

«Заморозка» касается только таких услуг, как снабжение водой, теплом и электроэнергией. Что касается стоимости ремонта и содержания жилья, то здесь решение принимается на уровне управляющей компании с согласия общего собрания жителей. Но, как известно, собрания такого рода посещает подавляющее меньшинство граждан, а остальные просто с удивлением узнают о том, что жизнь подорожала – да и то не сразу.

Отголоски 90-х

В девяностые годы прошлого века в Российском государстве придумали просто удивительную терминологию, позволяющую даже катастрофические явления выдавать за достижения: «снижение темпов роста преступности», «снижение темпов роста наркомании», «снижение темпов роста естественной убыли населения» и тому подобные. То есть все эти негативные факторы растут, но медленнее, чем раньше... Сейчас ситуация несколько изменилась: снижается сама преступность, сокращается инфляция, падает смертность… Но применительно к тарифам прежняя терминология сохранилась, и «снижение темпов роста тарифов» по-прежнему преподносится как достижение. Не пора ли этот показатель ограничить хотя бы рамками ожидаемой инфляции?

 

Смотрите также: