145 лет назад, 28 августа (8 сентября) 1871 года император Александр II посетил Симбирск. За 34 года до этого он уже побывал в нашем городе, но пока ещё в качестве наследника престола.
По бокам – с любовью
Александр II посещал Симбирск дважды: в 1837 году ещё 19-летним наследником в сопровождении воспитателя – поэта Василия Андреевича Жуковского. В память о себе он пожаловал «5000 рублей ассигнациями для раздачи бедным города Симбирска, каковые деньги и были распределены между бедными всех сословий губернатором совместно с архиереем и губернским предводителем дворянства», - сообщал в своей книге местный историк Павел Мартынов.
Другой воспитатель цесаревича, генерал Юрьевич так выражался о здешнем приёме: «Симбирск кипел народною, Русскою, коренною Русскою Любовью к своему Гостю. Мы, так сказать, должны были едва не драться с этой любовью: так бокам нашим доставалось от нея при входах в церкви и другие посещаемые великим князем места. Общество блестящее, премилое – ну, право, хоть в столицу!».
Водопровод или «хлеб-соль» государю?
Второй раз, проездом на Кавказ, император Александр Николаевич вместе с наследником цесаревичем Александром Александровичем и Великим князем Владимиром Александровичем прибыли в Симбирск 28 августа 1871 года. Они остановились в доме дворянского собрания. В этот день Александр II принял дворян и чиновников, после чего посетил мужскую и женскую гимназии и приют общества христианского милосердия.
Освободитель крестьян от крепостной неволи, император Александр II заехал в Симбирск 28 августа 1871 года, спустя 34 года после первого визита. Губернский город, совсем недавно оправившийся после ужасающего пожара 1864 года, многого ожидал от этой встречи. Чтобы достойно приветить императора, Городская дума извела сумму, предназначенную на строительство водопровода. Но, кажется, император не оценил симбирского гостеприимства.
Почти бунт
«Он был всё время не в духе, – вспоминал чувашский просветитель Иван Яковлев.
– Хорошо помню его бледное, осунувшееся, с мрачным выражением лицо, высокий рост». По дороге к приюту удельного ведомства, при переезде через Свиягу по мосту, коляску государя остановили, бросившись на колени, крестьяне села Кремёнки – с нелепой, по мнению государя, просьбой (В сущности же просьба о садах, отведённых в негодных местах, была основательна). Государь рассердился на них, закричал. В связи с этим событием в разных вариантах приводится знаменитая фраза государя, сказанная крестьянам о том, что рука, подписавшая вам освобождение, может подписать и новое закрепощение.
Подача просьб лично в руки «высочайшим» визитёрам считалась явлением крайне нежелательным, вне зависимости от обоснованности жалоб. Это казалось почти покушением на порядок самодержавного правления, когда глас народа доносится не через посредство слуг-бюрократов, а вот так, напрямую. Безвестный проситель, получалось, чихал на всю стройную систему, равнял себя с живым олицетворением государственной власти. Поэтому с невыразимой отрадой отмечало губернское начальство в отчётах о приёме важных гостей: «Тысячи крестьян, без всякого вмешательства власти, сохранили полнейший порядок, между ними не нашлось ни одного пьяного человека, и не подали ни одного прошения»…
«В 4 часа дня Его Величество вместе с Их Высочествами выехали из Симбирска в Самару», - сообщает Павел Мартынов. По словам архивиста Ивана Сивопляса, 30 августа в пределах губернии (а именно - в Сызранском уезде) император отпраздновал свой день рождения.
Охота на освободителя
В память о втором посещении Симбирска Александром II «Городская дума учредила две стипендии имени Его Величества по 240 руб. каждая, на содержание воспитанников из бедных жителей города Симбирска в одном из высших учебных заведений».
Между приездами в Симбирск на жизнь Александра II было совершено несколько покушений. В Государственном архиве, например, хранится «Сообщение от 6 июня 1867 года пристава 2-го стана Карсунского уезда о покушении в Париже на царя Александра II 25 мая 1867 года». В нём карсунский исправник направляет в УстьУренское волостное правление копию с телеграммы следующего содержания: «Телеграфическое известие из Парижа. 25 мая вечером. Божий промысел охранил Государя Императора. Сегодня около 5-ти часов по полудни, на возвратном пути, чрез Булонский парк после военного смотра, выстрел из пистолета был направлен на экипаж, в котором находились оба Императора и Великие Князья Наследник Цесаревич и Владимир Александрович. Выстрел никого не коснулся, преступник схвачен и почти растерзан народной толпой. Он уроженец Волынской губернии, поляк эмигрант. Он сделал полное признание. Его двухстволый пистолет разорвало от сильного заряда, что и уклонило направление пули».
Смотрите также:
- Воспитан дьячком и библиотекой. Судьба малой родины Николая Карамзина →
- Какие высокие гости посещали Симбирск →
- "Сковырнули" императора... →