Буза на симбирский манер

   
   

Артель рукопашного боя «Буза» существует в Ульяновске уже больше 12 лет. Буза представляет собой русскую традицию рукопашного боя, которая включает удары, броски, захваты, удержания, болевые воздействия, борьбу, бой с оружием и подручными предметами, специальную физическую подготовку, способы полевого массажа и восстановления, боевую акробатику, а также боевой пляс. Буза – это, скорее, способ жить и сражаться, нежели просто стиль борьбы.

Не драка, а искусство

С 1989 года исследователи из Тверского государственного университета ездили в научные экспедиции, собирали информацию о наиболее эффективных способах боя и преподавания. После Тверской подобные экспедиции прошли и в Тамбовской, Свердловской, Пермской, Новосибирской, Ульяновской и других областях.

 - В Симбирской губернии также существовала «бузовская» традиция, - рассказывает бузник Илья Шагунов. – Я участвовал в этнографических экспедициях по Ульяновской области. Мы ездили в Теньковку, Урень, Белозерье, Старую Майну, Большие Ключищи. Потом, сравнивая добытые материалы с материалами экспедиций из других регионов России, я был поражен сходством в технике боя, обрядах, плясе и во многих других направлениях. Да, мужская традиция везде проявлялась по-своему, но не теряла своё объединяющее ядро. Мы получили реальное доказательство того, что в России существовали не только обычные драки, а самое настоящее боевое искусство.

Раньше мужчины в деревнях объединялись в артели (их иногда называли ещё партиями или ватагами), чтобы поддерживать порядок, защищать жителей, улаживать конфликты с соседями. Артели проводили регулярные состязания (кулачные бои, борьбу, бои «стенка на стенку»). Существовали специальные наигрыши на гармони «под драку»: «Галаниха», «Шараевка», «Калинка», «Скобарь», «Комаринская». В Симбирске такой наигрыш назывался «Шарлатанский». Специальные частушки «под драку» отличались особым содержанием и своеобразной манерой исполнения.

Поле битвы – сердце человека

- С бузой как с системой рукопашного боя я познакомился в 15 лет, - продолжает Илья. – Никакой культурой я тогда не интересовался. Хотел лишь научиться драться. Потом мне стало интересно происхождение системы, да и нападки представителей других школ подхлестывали: мол, новодел у вас, не было на Руси никакого боевого искусства!

Действительно, письменных источников не сохранилось – просто не сложилась в русской культуре передача такого специфического опыта через бумагу! Опыт передавали «из рук в руки, от сердца к сердцу». Объединения кулачных бойцов складывались внутри деревни по возрастам. У детей они назывались «беседы». Большую роль в обучении молодежи играли родители, старшие братья, дядья. Старшие «беседы» должны постоянно «ерошить» младших, создавать им трудности: бросать в одежде в воду, забрасывать снежками, расстреливать рябиной из трубок и многое другое. Они же занимались обучением младших первоначальным навыкам борьбы, кулачного боя. Во взрослую «партию» переводили приблизительно к 18 годам. Тогда во время пляски, состязаний и драк «молодым» показывали боевые приёмы.

   
   

- Главное при работе с детьми – дозированное воздействие, оно не должно наносить ни психические, ни физические травмы, - убеждён Илья. – Но в то же время создаются вполне реальные ситуации, в которых человек вынужден бороться, преодолевать страх. Так делали и у нас во дворе. Старшие мальчишки всякие штуки для нас придумывали. Главное, чтобы не было деформации психики и травматизма.

Бои на ножах, «ножовщина», чаще всего носили характер судебных поединков: бойцы верили, что Бог поможет правому и выявит покривившего душой. В каменной и деревянной домовой резьбе, вышивке, в росписи и фресках широко распространены рисунки, изображающие сцепившихся зверей: «Кривда борется против Бога, и поле битвы – сердце человека».

И пляс, и рукопашный бой

- В основном люди имеют довольно поверхностное представление о русской культуре, - улыбается Илья. - Народные коллективы демонстрируют отточенность движений, но одно дело – концерт, постановка. Другое – традиционная культура, где участвуют, импровизируют все, кто стоит в кругу. Оказывается, пение и пляс напрямую связаны с рукопашным боем, а сам бой связан с физическим трудом. На протяжении довольно долгого времени люди в сельских местностях делали однообразную работу. Из поколения в поколение вырабатывалась определённая структура движений, позволявшая меньше уставать. Наиболее привычные и удобные базовые двигательные модели переносили в бой и в пляс, полученные трудовые навыки естественно накладывались на боевые. Также на Руси всегда пели. Всё в нашем мире подчинено определённым ритмам, и песня позволяла войти в такой ритм, обрести гармонию. Кроме того, с песней легче работать: уходят посторонние мысли, дыхание восстанавливается. Народные песни являются концентрированным чувственным опытом народа. В них выражены любовь, счастье, радость, грусть, боль, ожидание смерти. Возникает ощущение прямой связи с прошлыми поколениями.

Воин без веры – обычный убийца…

Начинать заниматься бузой можно в любом возрасте. Структура подготовки воина объединяет. В процессе обучения раскрывается неразрывная связь между воинской традицией, народной песней, боевым плясом, преданиями, навыками выживания, происходит полное погружение в культуру своего народа.

- Столпом русского воинства всегда служила вера, - убеждён Илья. – Обратившись к ней, я нашел ответы практически на все вопросы, начал понимать, почему подавляющее большинство занимающихся бузой – глубоко верующие люди, почему воин без веры – обычный убийца… Занятия пробуждают искренний интерес и уважение к родной культуре и, как следствие, к культуре других народов. Я считаю, это очень важно в наше «сепаратистское» время. Кроме того, буза укрепляет психику, помогает избавиться от агрессии, внутренних зажимов, приучает критично оценивать себя и свои силы. Но самое главное – появляется ощущение гордости за русский народ. Чем больше я погружаюсь в его культуру и традиции, тем больше понимаю, насколько мы богаты…

Гордость за свой народ и есть то, что принято называть патриотизмом. Ребята не просят помощи у государства. Летом они бесплатно тренируются в парках. Но зимой необходимо оплачивать аренду спортзалов, шить костюмы, приобретать спортивный инвентарь. И вот здесь материальная поддержка артели пришлась бы как нельзя кстати.

Смотрите также: