Слово "кризис" для многих руководителей стало
своеобразным сигналом к сокращению персонала. По стране прокатилась волна увольнений.
Не секрет, что "режим экономии" был введен и многими финансовыми учреждениями. С вопросом о том, почему АВТОВАЗБАНК не стал следовать этому примеру и как намерен сохранить свои кадры в период кризиса, "АиФ" обратился к начальнику отдела по работе с персоналом ОАО Банк АВБ Надежде Владимировне Соломеник.
Уберечь,а не уволить
- Надежда Владимировна, не секрет, что многие банки в период кризиса сокращают свой персонал, стараясь таким образом сократить расходы. АВТОВАЗБАНК придерживается этих же принципов?
- Главная задача сейчас - сохранить эффективный персонал. Уверенный в завтрашнем дне человек сработает в сотни раз эффективнее, чем тот, кого мучает страх увольнения. Это во-первых. Во-вторых, рано или поздно, но кризис пройдет. И тем, кто когда-то избавился от обученных кадров, вновь придется нанимать людей и вкладывать средства в их обучение, воспитание в них корпоративной культуры. В итоге это будет намного затратнее, чем сейчас просто удержать готового специалиста, переквалифицировав его, временно переведя на более актуальные в текущей ситуации работы.
- То есть кадровая политика АВТОВАЗБАНКА нацелена прежде всего на сохранение персонала?
- На сохранение, обучение, профессиональный рост сотрудников. Это основные принципы работы с кадрами, которыми всегда руководствовался АВТОВАЗБАНК. Сокращение численности персонала если и происходит, то по причине "естественной убыли": кто-то увольняется, кто-то уходит на пенсию. Кстати, у нас в банке уже второй год успешно работает пенсионная программа, которая включает в себя систему поддержки сотрудников, уходящих на пенсию. Сотрудник банка, выходя на заслуженный отдых, получает социальную и материальную поддержку от АВБ.
Время для роста
- Надежда Владимировна, то есть вместо сокращения штата, как это делают другие организации, вы планируете вложить средства в обучение и переподготовку кадров?
- Важно понять, что кадры - это основной капитал, которым владеет организация. Сократить штат - значит потерять этот капитал.
Одним из приоритетных направлений кадровой политики АВТОВАЗБАНКа является содействие росту персонала. Хочется отметить, что АВТОВАЗБАНК - это кузница отличных кадров. Сегодня выходцы из АВБ занимают руководящие посты не только в некоторых региональных банках, но и в столичных финансовых организациях. Мы растим наших сотрудников, что называется, "с пеленок", поддерживая инициативу, стремление к обучению и предоставляя возможности для такого обучения.
Мы используем кризисное время для обучения, сохраняем программы, предназначенные для кадрового резерва. Например, обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров. Также сотрудники банка принимают участие в международной имитационной игре Global Management Challenge (GMC) - крупнейшем в мире соревновании по стратегическому управлению компанией для менеджеров среднего и высшего звена.
В условиях оптимизации расходов мы смещаем приоритеты в сторону внутрикорпоративного обучения. Это менее затратно и позволяет решать многие задачи, например, улучшить внутреннюю коммуникацию, что важно для АВТОВАЗБАНКа как многофилиального кредитного учреждения. Обучение проводится в форме внутрикорпоративных тренингов и проектно-аналитических сессий по различным тематикам с привлечением сторонних специалистов, членов Исполнительного совета банка и сотрудников кадрового резерва. Все это станет залогом дальнейшего качественно нового развития бизнеса.
- Насколько известно, АВТОВАЗБАНК всегда фундаментально подходил к вопросу подготовки кадров, сотрудничая с различными образовательными учреждениями. Сохраняется ли это сотрудничество сегодня?
- Несомненно. Чтобы понять важность и необходимость такого взаимодействия, необходимо обратиться к истории. Помните начало 90-х? Тогда многие банки, и АВТОВАЗБАНК не исключение, вынуждены были вести так называемое "натуральное хозяйство": транспортную сеть, огромную службу АСУ, свой отраслевой учебный центр. Собственно говоря, в это время нами были заложены основы системы подготовки кадрового резерва банка. Для обучения специалистов АВТОВАЗБАНК учредил специализированное учебное заведение "Банк-колледж". А 1 сентября 1993 года состоялось открытие Тольяттинской академии управления, учрежденной АВТОВАЗБАНКом и Международным институтом бизнеса и банковского дела (Лос-Анджелес). Признавая ценность образования, ценность подготовки персонала, Банк АВБ не прекратит реализацию программы поддержки талантливых студентов. Так, в год двадцатилетия АВБ инициировал благотворительную акцию "Стипендии ровесникам АВТОВАЗБАНКа", целью которой явилось оказание материальной помощи одаренным студентам вузов в городах присутствия банка.
Новые горизонты
- Некоторые банки среди основных причин увольнения своих сотрудников называли снижение объемов работы по некоторым направлениям, например, кредитование физических лиц. Как в данном случае поступает АВТОВАЗБАНК?
- Перепрофилирование является сегодня одним из основных направлений в работе с кадрами. Действительно, объем работ по некоторым операциям снизился, однако появилась потребность в другой деятельности, где также нужны хорошо подготовленные кадры. Поэтому сотрудники банка будут перепрофилированы на новые операции. Кроме того, мы стараемся сохранить людей за счет ротации: горизонтальной, вертикальной, региональной. Несмотря на кризис, АВБ продолжает открывать новые точки обслуживания клиентов. В конце 2008 - начале 2009-го были открыты офисы в Чебоксарах, Новочебоксарске, Воронеже, Набережных Челнах. И в 2009 году эта работа будет продолжена. В частности, планируется открытие в Тольятти двух операционных офисов. Соответственно, возникает необходимость комплектования штатной численности новых точек.
- Вы часто упоминаете кадровый резерв. Молодежи в банке уделяется особое внимание?
- Одной из важных задач обучения и развития является адаптация новых сотрудников. Для достижения этой цели был разработан однодневный "Семинар по адаптации персонала", который проводится на ежеквартальной основе. В ходе программы новые сотрудники знакомятся с корпоративной культурой банка, организационной структурой, правилами трудового распорядка, нормативными документами, корпоративной культурой, традициями и историей банка. На такие семинары приглашаются молодые сотрудники, которые уже прошли испытательный срок, которые делятся с вновь принятыми сотрудниками своими первыми впечатлениями о банке, дают советы, как подняться по карьерной лестнице, как сделать так, чтобы тебя заметили как добросовестного, инициативного сотрудника и т.д. На семинарах по адаптации для вновь принятых сотрудников один из руководителей банка, так скажем "из первых уст", подробно рассказывает об основных планах и тенденциях развития банка в краткосрочной и долгосрочной перспективах.
- АВТОВАЗБАНК вовлекает в процесс обучения не только сотрудников, но и клиентов?
- Понимая необходимость повышения интеллектуального капитала как собственных сотрудников, так и клиентов, жителей того региона, где мы присутствуем, АВБ развивает образовательный проект "Просто деньги", в котором освещает все актуальные вопросы финансовой жизни населения, причем не только банковского сектора, но и социальных проектов. Программа "Просто деньги" выходит каждую среду в 20.00 на телеканале Рен-ТВ Тольятти, каждый четверг в 9.30 на радио "Август". Жители Ульяновска могут посмотреть программу на сайте www.avtovazbank.ru.
Обучаем на рабочем месте
- Во время кризиса неизбежно происходят изменения в работе банка, у сотрудников появляются новые функциональные обязанности. Можно ли минимизировать сопротивление персонала переменам?
- Необходимо дополнительно развивать систему обратной связи и информирования сотрудников. Поэтому большое внимание уделяется корпоративным изданиям, информационным пространствам.
В настоящий момент ведется работа по созданию корпоративного портала банка. Этот проект - начальная ступень внедрения системы управления знаниями (knowledge management).
Созданием портала мы решаем сразу несколько важных задач. Во-первых, портал - это социальная сеть, повышающая уровень сотрудничества в банке, что особенно актуально в условиях географической отдаленности некоторых подразделений друг от друга. Во-вторых, портал является основой создания банка знаний. Он откроет доступ любому сотруднику к "интеллектуальным" ресурсам банка - практическому опыту, зафиксированному в удобных для понимания и использования формах.
Ведется работа над проектом по созданию единой системы управления знаниями банка, обеспечивающей обобщение, консолидацию и использование накопленного банком опыта. Частью внутрикорпоративного портала является учебный портал, который дает всем сотрудникам уникальную возможность получать необходимые знания и навыки прямо на рабочем месте. Учебный портал - это система дистанционного обучения, которая содержит в себе не только учебные курсы, тесты, но и специально подобранную информацию о внешнем обучении, календарь обучающих мероприятий, проводимых в банке, актуальные статьи на тему профессионального развития, отзывы и мнения сотрудников банка по вопросам обучения.
Резюмируя вышесказанное, можно ответить, что кризис не только создает проблемы, но и открывает перед банком новые возможности построения более эффективной системы управления персоналом. Надо только их не упустить. Текущий кризис в экономике - не первый, который проходит АВБ. Опыт сотрудников, извлеченный из нестабильных ситуаций прошлого, является залогом того, что и сейчас АВТОВАЗБАНК уверенно идет вперед.
Смотрите также:
- Ульяновский моторный завод на 15% повысил производительность труда →
- Вадим Харлов: Страшнее санкций дефицит кадров, нужны профессионалы →
- Почему возникает кадровый дефицит даже при достойной зарплате? →