Отзвенели песнями "Ломы"

   
   

Фестиваль авторской песни в Ломах уже давно стал ожидаемым событием.

Ульяновцы, неравнодушные к авторской песне и отдыху на природе, где-то в середине августа переходят на новый счет времени - не по календарным датам, а по количеству дней, оставшихся до фестиваля. И вот накануне "Ломов-2008" внезапно наступила слякотная осень...

Сквозь туман -

на фестиваль!

Когда приближаешься к поляне фестиваля в темное время суток, создается впечатление, что там, на пригорке, который огибает "Великий ломовский овраг", находится небольшой городок, ярко освещенный электрическим светом, а вокруг полыхает пламя костров - словно орды диких кочевников осаждают некий оплот цивилизации. В этом году огни оргкомитета возвышались над клубящимся внизу туманом, и это придавало ночному пейзажу некий мистический оттенок... Кого-то, вероятно, внезапная перемена погоды испугала, и они предпочли остаться дома. Но! Обочины дороги, ведущей к лагерю "Огонек", были сплошь заставлены машинами - не только с ульяновскими, но и с самарскими номерами. Люди на фестиваль приехали, несмотря на постоянно моросящий дождь, а на ярко освещенной сцене уже в пятницу вечером гремел концерт приезжих и местных бардов.

Ломы -

страницы истории

"Ломы" до сих пор носят громкое официальное имя - открытый межрегиональный фестиваль клубов самодеятельной песни. Когда-то давно, еще в 1984 году, действительно состоялась первая встреча клубов Поволжья памяти Евгения Александровича Сиголаева, который был председателем КСП, в те времена, когда Ульяновск действительно был неформальной столицей движения КСП в Поволжье. Девять лет подряд эта встреча собирала гостей из 20-30 городов, причем не только поволжских. Тогда никто не гонялся за массовостью, встреча редко собирала больше пятисот человек, зато и многие маститые барды приезжали туда не как "почетные гости". Ездили просто так - за песнями, за общением, чтобы встретиться с друзьями... Но времена изменились, и после 1992 года казалось, что фестивали в Ульяновске уже не возродятся никогда.

Но в 2001 году в Ломах состоялся небольшой слет, где не было ни сцены, ни иногородних гостей, ни концертов... Были только песни у костров и очень теплая, душевная атмосфера - как в "старые добрые времена".

"Точка роста"

И с тех пор фестиваль стал разрастаться, приобретать популярность, собирать все больше людей. Возродился конкурс для начинающих авторов и исполнителей, начали приезжать старые друзья Ульяновского КСП из соседних городов - Казани, Самары и Тольятти. Масштабы росли с каждым годом, но, что ценно, фестиваль в Ломах не превратился в массовое мероприятие - сюда практически никто не ездит просто "на пикник", просто отдохнуть на природе. Кроме этого, здесь почти никогда не бывает первых лиц областной и городской власти. Последнему обстоятельству есть простое объяснение - ночной концерт, где собираются сотни зрителей, начинается уже ближе к полуночи, а днем возле эстрады никакими усилиями не собрать столь массовой аудитории, перед которой стоит "пиариться".

"Ломы" -

   
   

филиал "Груши"?

Чем же был примечателен фестиваль этого года? Во-первых, впервые гостями Ломов стали руководители обоих Грушинских фестивалей - председатель самарского клуба имени Валерия Грушина Борис Кейльман и руководитель творческого объединения "Самарские барды" Петр Старцев. Как удалось выяснить, в ближайшее время объединения "Груши" не предвидится, и следующим летом перед каждым, кто пожелает туда поехать, опять будет стоять проблема выбора - Мастрюковские озера или Федоровские луга. Впрочем, об Ульяновском фестивале оба мэтра отозвались довольно благожелательно.

Борис Кейльман: "Прекрасная атмосфера дружбы, уважения, позитивный творческий процесс. Все с удовольствием слушают друг друга. Ульяновский фестиваль даст много полезного Грушинскому фестивалю - это его филиал... Хочу искренне поблагодарить администрацию Ульяновской области - они очень много сделали для того, чтобы фестиваль состоялся. Такое бывает далеко не везде...".

Петр Старцев: "Мне всегда нравились небольшие, камерные фестивальчики. Здесь и организация хорошая, и людей мы знаем. Только, увы, фестиваль уходит в сторону "всеформата" - к той музыке, которая не отвечает содержанию бардовской песни. А зритель быстро привыкает к "трем притопам - двум прихлопам". Надо слушателей поднимать на более высокий уровень, а не опускаться на уровень толпы...".

Классика

и современность

Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что попытка "дать дорогу" классической авторской песне была.

Например, выдающийся вологодский бард Андрей Козловский долго извинялся перед публикой на дневном концерте, что поет свои старые песни, а не рок-н-ролльные композиции последних лет, - мол, таково

требование организаторов. Впрочем, в ночи народ услышал все, что хотел, и на Андрея не обиделся.

Что неприятно удивило - очень слабый уровень конкурсного концерта. Естественно, лауреатов и дипломантов выбрали "из того, что было".

Впрочем, и этому есть объяснение: иногородних гостей, желающих принять участие в конкурсе, было немного, а ульяновцы, которым было что показать, получили все местные "регалии" на прошлых фестивалях.

Впрочем, и без лауреатов было кого послушать - кроме Андрея Козловского, гостями фестиваля были Екатерина Болдырева из Казани, Григорий Данской из Перми, ансамбль "Баумана 33" из Димитровграда, квартет от "Самарских бардов", московская группа "Баклуши-beat", столичный поэт и музыкант Александр Щербина.

Кстати, последний прямо со сцены Ленинского мемориала на итоговом гала-концерте так и заявил: "Здесь так много известных бардов! Скоро вам, ульяновцам, не нужно будет никуда ездить - все, наоборот, будут приезжать к вам!".

Смотрите также: