От слободы до города
В 2011 году одному из старейших райцентров Ульяновской области исполняется 340 лет.
Уездный город С
История города начинается с 1666 года, когда близ древнего городища была основана Сенгилеевская станичная казачья слобода для усиления охраны Симбирской засечной черты. В пяти верстах от станицы, на горе, возвышалась сторожевая дубовая башня, а вдоль берега Волги тянулся высокий земляной вал. В XVIII веке значение слободы как военного поста было утрачено, и она превратилась в село Покровское, которое в 1797 году стало городом. В середине XVIII столетия здесь проживало свыше четырех тысяч жителей, а в 1897 году – около шести тысяч. В городе насчитывалось две церкви, пять учебных заведений, одна публичная библиотека, городской общественный банк, земская больница и Ольгинский дом трудолюбия. В 1879 году здесь был построен самотечный водопровод, а в 1881 году Сенгилей был соединен телеграфной линией с Симбирском. Неоднократно город выгорал почти полностью, но снова возрождался. Город расположен в живописнейшем месте среди Сенгилеевских гор – предгорий Жигулей.
Кудеяров клад
Сенгилеевская земля хранит множество легенд и сказаний. Холмы представлялись местным жителям остатками древних жилищ и укреплений. Отчасти так оно и было. В народе сохранилась легенда, что жили здесь давно татары, существовал их город, будто бы на этом месте есть подземные ходы, а в них когда-то видели бочки, висевшие на цепях. Князя этого города звали Кудеяром. В 1879 году со слов сенгилеевского крестьянина Коровина было записано предание. В нем рассказывается, как когда-то его земляк Никита Загуданский ездил в лес заготавливать метлы. Тут и случилась с ним беда – упал с березы, сломал ногу и куда-то провалился. Оказался в пещере. Как выбрался оттуда – не знает, но помнит седого старика со сверкающими, как у волка, глазами и бочки с золотом, висящие на цепях. Все это далекие отзвуки бывшей волжской вольницы. Разбойничьих гнезд в наших местах действительно было немало.
Предания о Кудеяре часто противоречат друг другу. По одним сказаниям, это был разбойник, грабивший население, по другим – опальный князь, скрывавшийся в наших местах от гнева Ивана Грозного. Кудеяр с верными слугами своими многие годы жил здесь, укрывшись в городке. Со временем личность таинственного Кудеяра заменилась другим народным героем – Стенькой Разиным. В одном из преданий говорится, что «У Стеньки Разина были клады тайные. У него дорога выстлана из дикаря-камня из лесу до Волги».
В 1902 году симбирский историк Валентин Красовский писал: «...городище, близ которого основана Сенгилеевская станичная слобода, по всей вероятности, было построено татарами. Предание, доселе живое, представляет его жилищем какого-то князя Кудеяра или Кудояра... надо полагать, что там, где были поселены белоярские захребетники, в самые древнейшие времена находился укрепленный город, которым правил булгарский князь Кудеяр. Подобно другим... князьям Кудеяр находился под властью царя булгарского, имевшего свою Резиденцию в Булгаре на Волге». В те времена его приближенные собирали с подвластных народов дань. Отсюда, видимо, и легенды о сокровищах.
Справка «АиФ»:
Наименование города-пристани на Волге связывают с мордовским названием речки Сенгилей (в наши дни – Сенгилейка). Корень «сеянг» означает «приток», «лей» – «река». Кроме Ульяновской области подобное название встречается на Южном Урале. На Северном Кавказе также есть Сенгилеевское озеро и одноименная станица. А значит, возможно, и более раннее происхождение названия из тюркских или иранских языков.