Казалось бы, ещё совсем недавно самый удобный способ переместиться из Ульяновска в соседние поволжские предоставляли суда на подводных крыльях – «Метеоры» и «Кометы». Казалось, что исчезнуть они могут лишь в том случае, если появятся более совершенные и скоростные транспортные средства – экранопланы, например. Но, всё сложилось иначе.
Было быстрее и дешевле
Сейчас «Метеор» можно увидеть только в парке «Прибрежный» - стоящим на постаменте. Да и прибыл он туда пару лет назад далеко не своим ходом – на барже через Волгу, а потом на «эвакуаторе». А ведь когда-то яхтсмены не успевали шарахаться от них – настолько было интенсивным движение по великой русской реке. До Тольятти, например, в советские времена на «Метеоре» можно было добраться на час быстрее, чем на автобусе. И на рубль дешевле! Они заходили даже в небольшие прибрежные городки и деревни – например, в Сенгилей, Шиловку, Красный Яр. Но, последний раз «Метеор» на ульяновском фарватере видели в 2000 году.
И вот года три назад начали появляться сообщения, что Нижегородское Центральное конструкторского бюро имени Ростислава Алексеева возобновило производство «Метеоров». Слух-то прошёл, а судов на подводных крыльев – как не было, так и нет. Чтобы в этом убедиться достаточно выйти на бульвар Новый Венец и пристально посмотреть на Куйбышевское водохранилище. Хоть часами вглядывайся в дали – ни одного не увидишь. Да и тот «Метеор», что стал памятником, едва не пустили на металлолом, как двух его собратьев, когда-то приписанных к Ульяновскому речному порту. Тогда директор парка «Прибрежный», депутат Ульяновской городской думы Юрий Мухин заявил, что корабль удалось спасти лишь благодаря тому, что нашлись спонсоры и влиятельные помощники.
Может быть, именно благодаря тому, что осталось такое напоминание о былой славе речного флота, появилась и надежда, что флот этот возродится. Впрочем, первой очнулась Самара. Тамошний Минтранс в 2020 году распространил заявление о намерении организовать межрегиональный маршрут Самара — Ульяновск — Казань, для чего будут закуплены два судна на подводных крыльях «Метеор» - за 77 миллионов рублей. Впрочем, обещанного три года ждут, о чём самарские чиновники честно предупредили, обозначив срок выполнения этих планов — 2023 год.
Дизелю – нет, газу – да!
И ульяновские власти решили от Самарских не отставать. В середине сентября губернатор Алексей Русских сделал официальное заявление: «Мы обсудили как текущее взаимодействие Государственной транспортной лизинговой компании и региона, так и новые направления сотрудничества. Детально проговорили вопросы финансирования закупки нового общественного транспорта для области. Пока ориентируемся на 2023 год. Ещё один проект, который мы хотим реализовать при поддержке ТЛК, это закупка нового «Метеора», который свяжет область новым водным маршрутом с Казанью и Самарой». Естественно, возникает вопрос: а что тянуть-то ещё целый год? Но и на это глава региона дал исчерпывающий ответ, заявив, что видит перспективы в развитии транспорта на сжиженном природном газе. Сейчас производители предлагают только дизельный вариант «Метеора», но уже на подходе разрабатываемый китайскими конструкторами газотурбинный двигатель мощностью 1,2 мегаватта. И закупать «Метеор» решено именно с такой силовой установкой.
Так что, есть шанс, что уже в будущем году пока единственное в Ульяновске судно на подводных крыльях свяжет наш город регулярными рейсы с Самарой и Казанью. Конечно, хотелось бы, чтобы сохранилось и соотношение цен билетов на «Метеор» и автобус, что было в советские времена. Но об этом пока никаких заявлений не делается.