В начале октября в салонах некоторых маршруток появились объявления, что с 15-го числа стоимость проезда составит 30 рублей в дневные часы и 35 - после восьми вечера. Ни особого восторга, ни удивления данная новость у горожан не вызвала, оно и понятно: рост цен - это всегда неприятно, а на части маршрутов тариф вырос на два рубля еще в середине сентября.
Основанием для сентябрьского повышения стал приказ №72-П регионального агентства по регулированию цен и тарифов от 12 сентября, где указанные выше суммы устанавливаются для маршрутов, работающих по регулируемым тарифам. Поясним, в случае с регулируемыми тарифами стоимость проезда устанавливает администрация города, она же компенсирует транспортному предприятию разницу между этой стоимостью и реальными затратами на перевозки. При таком раскладе перевозчик может (по крайней мере, в теории) без потерь для себя соблюдать расписание - мол, из бюджета все возместят. С нерегулируемыми тарифами ситуация иная - стоимость проезда перевозчик устанавливает сам, финансовые потери ему никто не возмещает, и если автобус колесит по улицам без пассажиров, то это уже проблема перевозчика. Отсюда и перебои с соблюдением графика – не всякому охота трудиться себе в убыток.
Маршруты, работающие по регулируемым тарифам, в Ульяновске обслуживает ПАТП-1 и ряд частных перевозчиков. Они-то и подняли стоимость проезда 16 сентября. Несмотря на кучу новеньких автобусов и недавно открывшийся филиал в Заволжском районе, положение дел на муниципальном автотранспортном предприятии оставляет желать лучшего.
Кто погасит долги?
5 октября ситуацию обсудили на заседании профильного комитета Законодательного собрания области.
«Со своей стороны администрация все меры предпринимает, - уверяет первый заместитель главы города Дмитрий Зверев. - Надеюсь, что имеющаяся задолженность по налогам с помощью города будет погашена. Что касается лизинговых платежей за 15 купленных СИМАЗов, то у минфина какой-то внятной позиции по этому поводу нет – средств на эти цели в областной бюджет не закладывается, всё оплачивает город».
Всё дорожает
Если муниципальное предприятие может рассчитывать хоть на какую-то поддержку властей, то частным перевозчикам приходится полагаться исключительно на себя.
«С мая этого года литр бензина подорожал на девять рублей, взлетели в цене солярка, масла – рост составил 150 – 200 рублей, - объясняет ситуацию директор межрегионального территориального отраслевого союза работодателей «Транспортный Альянс» Святослав Малаев. - В таких условиях повышение тарифа на два рубля никаких проблем не решит. В 2022 году Торгово-промышленная палата региона по запросу Минтранса рассчитала себестоимость проезда – получилось 72 рубля. Недавно мы сделали аналогичный запрос по нашим маршрутам, думаем, сумма будет не меньше. При этом ПАТП работает по регулируемым тарифам и получает дотации из бюджета. Частным перевозчикам, работающим на маршрутах с регулируемыми тарифами, денежное возмещение тоже полагается, но что имеем на практике – один наш перевозчик, обслуживающий такой маршрут, получает компенсацию в размере 25 копеек за километр. По сравнению с реальными затратами это смешная сумма. Тем же, кто работает по нерегулируемым тарифам, ещё сложнее. Мы понимаем, что Ульяновска - не Москва и не Петербург, поднять стоимость проезда до 60 рублей мы не можем – при местных зарплатах такие расходы жители не потянут. А ведь затраты на перевозки у нас примерно такие же, как в столицах».
Понятно, что с такими проблемами у перевозчиков о новеньких автобусах на дорогах горожане могут только мечтать. Современный СИМАЗ стоит порядка 18 млн рублей, и как он себя покажет, ещё неизвестно. В 2019 – 2020 годах автобусы этой марки массово приобретались предпринимателями по льготной программе, а потом столь же массово отправлялись в ремонт. Потери, вызванные такими простоями, никто перевозчикам, естественно, не возместил.
Рулить некому
Ещё одна беда – нехватка водителей. Обратите внимание, кто сегодня управляет микроавтобусами – это мужчины 50 – 60 лет, молодёжь в профессию не идёт. На недавнем совещании в Общественной палате региона представители «Альянса» предложили несколько путей решения проблемы: дать кандидатам возможность учиться сразу на категорию D, привлекать водителей из стран ближнего зарубежья и разрешить им в течение первого года работать по водительским удостоверениям своих стран.
К слову, острую нехватку водителей испытывает и «Ульяновскэлектротранс». Этот прискорбный факт констатировал председатель рабочей группы по проблемам в сфере работы общественного транспорта при Общественной палате региона Риас Камаев, который 28 сентября побывал с проверкой в Северном трамвайном депо. Ладно хоть с подвижным составом, по словам общественника, пока все в порядке – к зиме его подготовили. Будем надеяться, что с наступлением холодов не повторится ситуация начала января, когда добрая половина распиаренных «Львят» вышла из строя, не выдержав сорокоградусных морозов.