30 октября Областная общественная палата пригласила экспертов, чтобы обсудить перспективу введения в регионе социальной нормы на потребление электроэнергии.
Она возвращается
Попытка ввести социальную норму энергопотребления для населения предпринималась ещё в 2013-2014 годах. Посыл федеральный (постановление правительства РФ от 22.07.2013 № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»), суть его в том, что энное количество электроэнергии потребители будут получать по обычному тарифу, а сверх того – по повышенному.
Цель – приучить население к экономии электроэнергии и ликвидировать перекрёстное субсидирование, когда ценовая нагрузка снимается с одного потребителя, в данном случае с населения, и перекладывается на другого – на предприятия.
Но тогда энергореформу всё-таки удалось притормозить, правительство внесло изменение в документ, предоставив регионам самостоятельно решать, вводить соцнорму или нет. В эксперимент ввязались несколько регионов. Ульяновская область воздержалась. Теперь тема возвращается.
Федеральные СМИ сообщают, что Минэнерго и Минэкономики РФ совместно с ФАС к 15 января 2019 года должны подготовить проекты нормативных документов. Пока же рассматривается такой вариант: потребление электроэнергии до 300 кВт/ч в месяц оплачивается по базовому тарифу. Свыше 300 и до 500 кВт/ч – по повышенному, сверх того – по «экономически обоснованному». Причём если пять лет назад соцнорма устанавливалась на человека, и чем больше людей жило в доме (квартире), тем больше она была, то теперь соцнорму хотят «привязать» к точке подключения, то есть устанавливается она для домовладения. При таком раскладе наиболее уязвимыми оказываются большие семьи, особенно – многодетные, где расход электроэнергии (на стирку, глажку, готовку, приготовление уроков и прочее) куда больше, чем в семье, скажем, двух пенсионеров.
Пострадают многодетные
На заседании в Областной общественной палате пытались выяснить, сколько в среднем население потребляет электроэнергии за месяц, и как это соотносится с соцнормой, которая сейчас обсуждается. По данным департамента по ценам и тарифам, в 2012 году в домах с газовыми плитами – 122 кВт/ч на человека, а в 2013-м – 145 кВт/ч.
Заместитель директора РИЦ по Ульяновску Денис Лялякин предоставил более полную и свежую информацию, хотя и оговорился, что РИЦ делает начисления за электроэнергию для небольшого количества домов, поэтому его данные не могут быть исчерпывающими.
Итак, по данным РИЦ, в домах с электроплитами за месяц один человек в среднем потребляет 76 кВт/ч, а в домах с газовыми плитами – 57 кВт/ч, то есть разница между первым и вторым в 25%. И она пока никак не учитывается, потому что речь идёт о соцнорме в 300 КВт/ч для всех.
Получается, что семья из четырёх человек, которая живёт в квартире с электроплитой, в любом случае будет потреблять электроэнергии больше соцнормы (76 КВт/ч х 4 человека = 304 КВт/ч). Такая же семья в квартире с газовой плитой – меньше. Где тут логика? Разве только в том, что в домах с газовыми плитами будет жить выгоднее, чем в домах с электроплитами.
Риски остаются
Есть ещё одно отличие сегодняшней ситуации от той, что была пять лет назад. Тогда возможность введения социального лимита на электроэнергию для населения бурно обсуждалась и на общественных, и на политических площадках.
Очень плотно этой темой занимался комитет по жилищной политике Заксобрания. Более того, в январе 2014-го по итогам круглого стола «Об установлении и применении социальной нормы на электроэнергию в Ульяновской области» ЗСО обратилось в правительство РФ с предложением отложить вступление в силу постановления правительства № 614.
Председатель комитета по жилищной политике ЗСО V созыва Геннадий Антонцев говорит, что тогда предложение ульяновцев поддержали более 20 регионов, и цель была достигнута.
– Сегодня введение соцнормы на потребление электроэнергии для населения чревато теми же негативными последствиями, о которых мы предупреждали в 2014 году, – говорит Антонцев. – Людям непонятно, что такое соцнорма и зачем она нужна. Они и без того давно экономят электроэнергию, к этому их стимулируют большие, для многих уже непосильные платежи за жилищно-коммунальные услуги. Социальные последствия внедрения соцнормы не были просчитаны в 2013-2014 годах, но и сейчас ничего не изменилось. И тогда были, и сейчас остаются серьёзные риски, что это приведёт к ощутимому росту платежей за электроэнергию. Фактически энергетики хотят получить большие деньги за тот же объём поставленной энергии. И обоснования экономической целесообразности этого шага нет. Напротив, по данным ФАС России, общая величина перекрёстного субсидирования у всех участников пилотных проектов (за исключением Орловской области), которые ввели у себя соцнорму, не только не уменьшилась, но выросла.
Кому это надо?
О том, что в правительстве РФ обсуждается необходимость изменить порядок оплаты элетроэнергии для населения, стало известно в сентябре. Но с тех пор попытка обсудить эту социально острую тему в регионе была предпринята только однажды – 30 октября в общественной палате. И далеко это обсуждение не зашло. Ни Городская дума, ни Законодательное собрание никак не откликнулись на федеральную инициативу, которая может серьёзно ударить не только по населению, но и по бюджету, поскольку рост платы за жилищно-коммунальные услуги напрямую связан с ростом сумм, необходимых на предоставление субсидий и компенсаций социально незащищённым людям.
Между тем, опыт показывает, что времени для осознания происходящего осталось немного. Энергореформа может случиться так же внезапно, как и пенсионная, которую годами обсуждали, но быстро совершили.