Родители старшеклассников сыпят нелестные эпитеты в адрес дирекции школ и облвоенкомата, отказываются заполнять такие анкеты (копия анкеты имеется в редакции – прим. автора). Учителя ОБЖ на словах грозят двойками по предмету за не вовремя сданные анкеты, а некоторые классные руководители обещают отстранить детей от занятий. Угрозы не выполняются, но масла в огонь подливают.
Одна анкета – 400 жалоб
- Зачем военному комиссариату знать, сколько зарабатывают члены семьи призывника? Для того, чтобы потом иметь в виду, сколько можно «содрать» с родителей во время призыва, – поделилась с корреспондентом «АиФ» мама одного из старшеклассников Светлана Ерохина (фамилия изменена по просьбе комментирующего).
Подобных жалоб от родителей школьников с ноября прошлого года по февраль текущего в «Правовой фонд» Ульяновска поступило уже более четырёхсот! Кроме вышеперечисленных пунктов, вызывают возмущение вопросы о состоянии здоровья, как призывника, так и членов его семьи.
- Все призывники проходят медицинскую комиссию, дополнительные справки при необходимости они тоже принесут врачу. Почему мы должны писать это на каких-то листочках, которые потом просмотрит и классный руководитель, и учитель ОБЖ, раздавший бланки, и еще неизвестно кто? Как же врачебная тайна? – поинтересовалась мама другого старшеклассника.
Стоит отметить, что предложенные анкеты-бланки состоят из трех частей: собственно «анкеты», «листа изучения призывника» и «справке о семье призывника». Вопросы двух последних как раз и вызывают подозрения у родителей. Однако, по мнению облвоенкомата, сведения запрашивались на законных основаниях:
- Министерству обороны надо знать о материальном состоянии семьи призывников, но эти анкеты – не декларация о доходах. Кто-то указывает, что отец, например, работает слесарем на УАЗе, не называя конкретные цифры. Однако желательно заполнять бланки максимально подробно, - ответил по телефону ВрИО военного комиссара Ульяновской области Олег ФИЛАТОВ.
Школы подчинились
Сотрудники министерства образования ситуацию «АиФ» никак не прокомментировали, однако сделали запрос в областной военный комиссариат о правомерности раздачи подобных анкет по школам. Сославшись на «Инструкцию по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе», всё тот же Олег Филатов написал в ответе, что руководители образовательных учреждений по запросам отделов военного комиссариата, должны выслать заполненные анкеты на учащихся до 1 ноября. А далее говорится следующее: «Данные, содержащиеся в анкете, заносятся в лист изучения призывника, который заводится на гражданина при первоначальной постановке его на воинский учет». То есть, в Инструкции нет ни слова о том, что «лист изучения призывника» должны заполнять сами призывники. Далее черным по белому написано: «Основными методами изучения призывника являются беседа с призывником, с его родителями, с преподавателями образовательных учреждений, в которых он учится. В беседе с родителями, уточняется состав и материальное положение семьи, отношения в семье, наличие вредных привычек и другие вопросы». Из ответа следует, что данные в «лист изучения призывника» и в «справку о семье призывника» должны заноситься непосредственно работниками военкомата со слов родителей и призывника.
В пресс-службе министерства образования сообщили, что такие анкеты раздавались только в школах города, а не области. Возникает вопрос: если выдача «анкет», «листов изучения» и «справок» на руки школьникам, по мнению ВрИО военного комиссара, абсолютно правомерны, то почему сведения подобным образом запрашивались не во всех школах региона?
С больной головы на здоровую
Игорь Корнилов. Фото Владимира Толстого |
- Выдача анкет на руки призывнику запрещена законом, и действия директоров и преподавателей ОБЖ, которые раздавали эти анкеты школьникам, являются противозаконными,- пояснил «АиФ» правозащитник Игорь КОРНИЛОВ.
Согласно подпункту «б» пункта 9 Инструкции №400 от 2 октября 2007 года, изданной министром обороны, военный комиссариат обязан запрашивать до 1 ноября заполненные анкеты на граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, от руководителей образовательных учреждений, в которых они обучаются. Согласно пояснениям по заполнению анкеты, категорически недопустимо предлагать гражданину самому заполнять данный документ. «Лист изучения призывника» и «справка о семье призывника» заполняются только сотрудниками военкомата и только со слов родителей, требовать какие-либо подтверждающие документы они не вправе, у них есть полномочия получать информацию от МВД, ФМС, Пенсионного Фонда и других организаций. За не заполнение анкет административной ответственности законом не предусмотрено.
Выходит, что военный комиссариат перекладывает свои обязанности на плечи руководителей учебных заведений, а те в страхе берутся исполнять «приказ». Кроме того, выяснилось, что распространенные Ульяновским областным военкоматом бланки значительно отличаются от тех, что утверждены Приказом министра обороны №400. Но сотрудникам облвоенкомата, видимо, закон не писан.
Прокуратура не дремлет
Директор департамента по вопросам общественной безопасности областного правительства Людмила КРУТИЛИНА обещала разобраться в ситуации:
- Мы связались с военкоматом, решение по этому вопросу будет принято в ближайшее время.
Игорь Корнилов же сообщил о том, что заявление о рассмотрении законности действий областного военкомата, директоров школ и учителей ОБЖ, которые заставляли заполнять учеников и их родителей анкеты, уже послано в федеральную военную прокуратуру и на данный момент находится на рассмотрении. «АиФ» будет следить за ситуацией.