По итогам осенней призывной кампании 2011 года в числе «уклонистов» в России значатся более 200 тысяч человек. В Ульяновской области от призывных комиссий «бегают» около 600 человек, 400 из которых - жители областного центра.
«Отмазался – молодец!»
Начальник отдела призыва военного комиссариата Ульяновской области полковник Олег Филатов признается:
- Мы встаем перед проблемой вручения повестки призывнику под расписку. Регулярно сталкиваемся с тем, что парня нет на месте. Родственники не называют его фактическое место проживания и место работы. Руководители учебных заведений, промышленных предприятий, которые тоже должны вручать повестки, относятся к этому без энтузиазма. Поэтому большую ставку мы на них не делаем. По мнению сотрудников органов внутренних дел, существующая правовая база не позволяет им в полной мере обеспечить прибытие на призывные мероприятия тех, кому не удалось установленным порядком вручить повестки. Гражданин успешно этим пользуется до истечения 27 лет, с чистой совестью получает военный билет и идет в запас.
Немаловажный фактор – это лояльность окружающих к гражданам, которые уклоняются от военной службы. Никакого общественного осуждения такое поведение не встречает. Окружающие, как правило, относятся к ним примерно так: «Отмазался – молодец!».
«Мы» и «они»
Руководитель правозащитной общественной организации «Правовой фонд» Игорь Корнилов:
- Я часто общаюсь с молодежью. Когда обсуждаем эту проблему, мне говорят: «А кого мы должны защищать? Олигархов что ли? Это их имущество, пусть они сами его и защищают!». Действительно, я считаю, что в сегодняшних российских реалиях возможна только на 100% профессиональная армия.
У молодежи настроения преимущественно миграционного характера – уехать из региона. А по большому счету – уехать за рубеж. Если граждане большинства зарубежных стран говорят о своей стране «мы», отождествляя себя с ее правительством и не снимая с себя личной ответственности за его политику, то у нас на улицах о государстве говорят «они». Гражданин не считает, что он с государством – одно целое. И вот эта дистанция – она находится уже на уровне подсознания. Это восприятие окружающего мира передается от взрослых и детям. А они, достигнув призывного возраста, в соответствии с этим и поступают.
Любовь к армии
Заместитель председателя ульяновского областного отделения всероссийской общественной организации ветеранов «Боевое братство» Петр Лучшев:
- Я представитель послевоенного поколения. Мы переживали, что нам не досталось «фашистов побить». Сейчас же ни о чем таком и не мечтают! Помню, когда был маленький, смотрел на огонь электросварки. Мне сказали: «Глаза испортишь – в армию не возьмут!». Не возьмут в армию!!! Да вы что?!! Это ж показывать пальцем будут! Вся окружающая жизнь, все наше общество так было воспитано. Октябрята, пионеры, комсомол. В школе вокруг военрука крутились – пострелять из настоящей винтовки, пройтись строем – все это привлекало. Юношеская восторженность потом прошла, но любовь к армии осталась. А другого слова я не подберу, в стране была всенародная любовь к армии! Я сам связал судьбу с армией, служил более 31 года и детям старался передать. Они у меня оба стали офицерами… Сейчас этого нет. От армии бегают и неплохо себя при этом чувствуют. И пальцем на них никто не показывает.
Вот такую эволюцию пережила страна в своем отношении к собственной армии. От всенародной любви до почитания совсем другой доблести – умения «отмазаться» и «закосить».