В годовщину масштабного оползня, уничтожившего грузовую «восьмёрку», в районе события развернулись берегоукрепительные работы. Средства вкладываются и на работы в районе политеха. А между тем оползневые процессы наблюдаются не только там, но и в районе Рылеевского спуска, на других участках косогора, занятых садоводческими обществами.
Точечное решение
На все восстановительные и берегоукрепительные работы город уже потратил 212 миллионов рублей. В июле прошлого года подрядчики АО «УМ-2» и ООО «Спецгидрострой» начали восстановление дренажной системы, завершив первый этап работ в сентябре 2016-го, а второй – в марте 2017-го.
Проведены и ведутся работы в районе «Ленинских горок» и на «Разрезе Милановского» (район УлГТУ). Глава администрации города Алексей Гаев сообщил о предстоящем выделении на эти цели 1 миллиарда рублей со стороны ОАО «РЖД».
Вместе с тем чреваты оползнями не только эти участки, а весь без исключения волжский косогор в черте города – от Поливно до Карамзинки. Подвижки грунта отчётливо наблюдают, например, садоводы товарищества «Сад №1 УАЗ», что раскинулось от сквера улицы Средний Венец до берега Волги. Председатель товарищества Геннадий Анохин показал, что стало с одним из участков дороги, разделяющей территорию СНТ на верхнюю и нижнюю часть. В своё время (50-60-е гг.) её проложил Ульяновский автозавод. Часть дороги (на одном из сложных участков) сделана на бетонном основании, под которой в землю заглублена конструкция из бетонированных труб. Сейчас земля из-под этого участка ушла вниз по склону, и бетон навис над пустотой подобно мосту. Речь уже не о том, что дорогой пользоваться нельзя. Остатки конструкции всё ещё держат значительный массив грунта, и, если они не выдержат, вниз уйдёт и часть городского сквера. Керамические лотки дренажной системы, по воспоминаниям садоводов, тоже были доставлены сюда давным-давно силами УАЗа.
В те же старые времена были сооружены и дренажные колодцы. Сейчас за системой ухаживают лишь дачники, многим из которых – за 80. Любой талый ручей мимо лотка стремительно вырастает в овраг. Между тем УАЗ - уже не хозяин.
Где тонко, там и…
- В прошлом году глава города Сергей Панчин поручил муниципальному бюджетному учреждению «Стройзаказчик», которое возглавляет Александр Шканов, проверить, какие работы нужно провести и составить смету. Работы по восстановлению дороги оценили в сумму немногим более 570 тысяч рублей. Проблему обсуждали с тогдашним замом главы администрации города Александром Черепаном. Он сказал: «Ждите, люди приедут». Но с тех пор ни люди, ни техника не появились, - рассказывает председатель. Впрочем из переписки с обещаниями разных должностных лиц скоро можно будет формировать многотомники. По мнению Александра Шканова, за счёт бюджета ремонтировать дорогу нельзя: это территория садового общества.
- Им там нужно приводить в порядок свои дренажи, - высказал своё мнение руководитель «Стройзаказчика».
Между тем директор ООО «Спецгидрострой» Валентин Ситгников, также принимавший участие в обследовании, считает:
- Если дальше ждать – будут идти разрушения. Сил самих садоводов, конечно, недостаточно. То есть беда для города может и отсюда прийти. Разрушения очевидны. Чтобы они не развивались, их надо предотвращать. Мы готовы. У нас есть бурильная и вся необходимая техника. Стоит ли ждать беды и тратить затем на её ликвидацию суммы совсем иного порядка?
Мы задали читателям сайта вопрос: «Должен ли город помогать садоводам укреплять Волжский склон?». Мнение большинства разделилось поровну. 38% опрошенных считают, что «это общегородская проблема, надо выделять средства». Такая же часть ответивших считает, что «с оползнями не справятся ни садоводы, ни город; нужны масштабные работы на федеральные деньги». Впрочем, 15% считают, что «раз это их участки, то и проблема оползней сугубо личная, помогать не нужно», а 8% уверены, что «легче город на другом месте построить, всё равно всё сползёт».
Интересно, какой точки зрения придерживается власть.