Уже не за горами очередные выборы в Государственную Думу. Политические партии уже вступили в непримиримую борьбу за голос каждого избирателя, агитация уже полным ходом идет на всех телеканалах и скоро, вероятно, почтовые ящики будут забиты листовками и буклетами. Но нашего избирателя на мякине не проведешь! За восемнадцать лет, прошедших со дня первых выборов в постсоветскую Государственную Думу, большинство ульяновцев прекрасно уяснило себе, что все предвыборные обещания следует воспринимать «с поправкой на ветер». Впрочем, возможно, сработала и генетическая память, поскольку участвовать в выборном процессе нашим землякам случалось и до Октябрьского переворота.
Из земства – в Думу
Избирательная система в истории страны родилась в ходе земской реформы 1864 года, однако земские органы не имели никакого отношения к «вертикали власти» и занимались исключительно хозяйственными вопросами. Впрочем, Неслучайно, многие будущие депутаты I Государственной думы от Симбирской губернии первый опыт парламентской работы получили именно на земском уровне.
Итак, Государственная Дума в нашей стране появилась в результате революции 1905 года, которая поставила самодержавную власть перед выбором: либо вводить военную диктатуру, либо постепенно превращать Россию в конституционное правовое государство. Первый путь грозил еще большими потрясениями, и 17 октября 1905 года Николай II подписал манифест, состоящий из трех основных пунктов: обещание либеральных свобод, назначение выборов в Государственную думу и придание ей законодательных прав. Правда, подобные планы вынашивал примерно столетием раньше император Александр I, однако его реформаторского пыла хватило лишь на создание Государственного совета.
Естественно, всеобщего и равного избирательного права тогда не было, да и быть не могло. Депутаты избирались собраниями выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов. А те избирались по четырем отдельным куриям избирателей - землевладельцами, горожанами, крестьянами и рабочими. Вскоре оформились и «партийные списки». В Симбирской губернии зарегистрироваться для участия в выборах сумели четыре партии: две левых - РСДРП и Партия социалистов-революционеров, и две правых – Конституционные демократы и Октябристы.
Первое заседание российского парламента состоялось 27 апреля 1906 года в тронном зале Зимнего дворца, где сам Николай II обещал сохранить «все дарованные им народу установления». Лидирующее положение в Думе заняли кадеты, довольно многочисленной группой были трудовики, выражавшие интересы российского крестьянства. Симбирская губерния была представлена семью депутатами. Группу из четырех кадетов возглавлял князь Баратаев, крестьянин Андреянов не примкнул ни к одной партии, а симбиряне Аладьин и Пустошкин по своим идейным убеждениям были близки к социал-демократам и поддержали в Думе требование политической амнистии, отмены смертной казни и права Думы определять состав правительства. Впрочем, I Государственная дума просуществовала всего 72 дня и была распущена, поскольку, будучи призванной "вносить спокойствие в общество", как значилось в царском манифесте, лишь "разжигает смуту".
«Удобный» парламент
Впрочем, очередные выборы не дали властям «нужного» результата: из шести думцев от Симбирской губернии в нее вошли четверо «трудовиков» и один социал-демократ.
Правительство распустило II Думу, проработавшую всего три месяца, в июне 1907 года и опубликовало новое "Положение о выборах", изменив избирательный закон в пользу землевладельцев - латифундистов и городской буржуазии. В Симбирской губернии по этому закону из 80 выборщиков 43 были избраны землевладельцами, 17 - крестьянами, 19 - городскими избирателями и только один - рабочими. На сей раз Дума получилась вполне лояльной властям, и Симбирскую губернию в ней представляли три монархиста, по одному кадету и октябристу и один беспартийный.
III Государственная дума, проработала весь пятилетний срок, за это время успев поддержать Указ о крестьянской реформе, образование Крестьянского банка, вдвое увеличить бюджетные отчисления на нужды народного образования, принять закон об обязательном начальном образовании.
IV Дума была избрана накануне Первой мировой войны, мало чем по составу отличалась от предшествующего парламента…
Следующие выборы состоялись уже после Октябрьского переворота – в ноябре 1917 года. На этот раз – в Учредительное собрание. 72 процента голосов на них в Симбирской губернии получили социалисты-революционеры. Однако результаты этих выборов отменил матрос-большевик Железняков одной только короткой фразой: «Караул устал…»
Так что, Российским представительным органам власти, избиравшимся с 1993 года, повезло гораздо больше, чем их дореволюционным предшественникам – все они отработали положенный по Конституции срок, хотя порой и создавали проблемы для исполнительной ветви власти.