Очередные выборы в России закончились, а вот дебаты не только продолжаются, но повышают градус накала. Свою точку зрения представляет писатель-фантаст Сергей Юрьев.
В тренде - бренды
Любопытна одна тема предвыборных дебатов и послевыборных дискуссий: представители КПРФ обвиняют партию «Коммунисты России» в хищении названия и символики. Насколько эти обвинения основательны – в данном случае, не так уж и важно. Важно то, что КПРФ – едва ли не единственная политическая партия в России, чьё название хоть как-то отражает её политическое кредо.
Если вспомнить дореволюционную Россию, то там всё было ясно: партия конституционных демократов – за конституцию и демократию, социалистов-революционеров – за социализм и революцию, монархисты – за монархию, социал-демократы – за социализм и демократию. То же самое можно было сказать о КПСС, провозглашавшей своей целью построение коммунизма.
А что теперь? Наименования партий, скорее, похожи на коммерческие бренды. «Яблоко» - это о чём? «Парнас» - это почему? «Партия Роста» – это зачем? Практически никак не ориентируют избирателя и такие названия как «Гражданская платформа», «Гражданская сила» и даже «Родина». Все мы – граждане, почти все мы Родину любим, хотя каждый по-своему… Да! Есть же ещё две «России» - Единая и Справедливая. Против единства страны и торжества справедливости на её просторах возражать могут только отъявленные маргиналы, но эти понятия также ни коим образом не отражают политической ориентации. Из недавнего прошлого политических движений в нашем государстве вспоминаются такие названия как «Наш дом Россия», «Вся Россия», «Отечество» - так что ход мыслей создателей и продвиженцев политических брендов за последние десятилетия ничуть не изменился.
Либерализм не в моде
Когда владела народными массами либеральная идея, большинство вновь создаваемых партий было сплошь демократическим, а сейчас, на волне роста патриотизма – и названия соответствующие. Правда, со времён политической неразберихи начала 90-х сохранился один реликт, который и сейчас неплохо себя чувствует - ЛДПР. Погорячились ребята в своё время с названием, а теперь едва ли кто более яростно клеймит «дерьмократов» и «либерастов», чем представители этой партии. И тут один выход: особо не напоминать народу, что кроется за партийной аббревиатурой. Да и зачем она нужна, когда у партии есть лицо – да ещё какое!
Впрочем, у большинства партий вполне себе созидательные программы, а их лидеры, как правило, говорят очень правильные слова. А нынешний избиратель смотрит не на политическую платформу. Он старается угадать – то ли претендент на власть искренне стремится продвигать свои воззрения на благо народа, то ли за словами и программами стоит задача употребить выборную должность, чтобы соблюсти собственный интерес.