Аргументы и Факты
ul.aif.ru
16+
Ульяновск
Аргументы и Факты
ul.aif.ru
16+
Ульяновск
Примерное время чтения: 8 минут
119

Евгений Князев: «Театр нужен, чтобы ставить вопросы и бередить души»

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 45. АиФ - Ульяновск 45 05/11/2025
Евгений Князев не без труда нашёл способ примириться с Сезаром Дегоде, дельцом и приспособленцем.
Евгений Князев не без труда нашёл способ примириться с Сезаром Дегоде, дельцом и приспособленцем. / Сергей ЮРЬЕВ / АиФ

С 26 по 31 октября в Ульяновске проходили «Большие гастроли». На этот раз в нашем городе гостил Государственный академический театр имени Евгения Вахтангова. Ульяновской публике были представлены три спектакля: «Пуф, или Ложь и истина» французского драматурга позапрошлого века Эжена Скриба, «Люся. Признание в любви» – по книгам легендарной актрисы Людмилы Гурченко, а также историческая драма «Павел I». Каждый спектакль шёл по два дня.

В спектакле «Пуф, или Ложь и истина», открывавшем гастроли, одну из главных ролей – дельца и матёрого приспособ-ленца Сезара Дегоде – сыграл народный артист России Евгений Князев, известный на всю страну почти полусотней работ в кино, из которых зрителю наиболее запомнились главная роль в сериале «Вольф Мессинг: Видевший сквозь время» и Берлиоз в последней киноверсии «Мастера и Маргариты»… Евгений Владимирович поделился своими впечатлениями о нашем городе и взглядами на жизнь и искусство.

Досье
Евгений Князев. Актёр театра и кино, театральный педагог, ректор Театрального института им. Щукина, народный артист РФ. В августе 2025 года отметил 70-летие. По окончании в 1982 году театрального училища им. Щукина был принят в труппу театра имени Вахтангова, где сыграл десятки ролей. Дебютировал в кино в 1983 году в мелодраме «Поздняя любовь», после чего сыграл более полусотни ролей в фильмах и телесериалах. Лауреат Государственной премии РФ.

Каждый выбирает для себя

Сергей Юрьев, ul.aif.ru: Евгений Владимирович, сложилось ли у вас какое-либо впечатление о нашем городе?

Евгений Князев: Находиться в Ульяновске интересно уже потому, что вашему городу повезло так, как не многим другим городам: здесь родились несколько великих людей, которые составляют славу российской культуры.

Например, Гончаров! Понятие «обломовщина» прочно вошло в русский язык. Я успел посетить Музей Гончарова и получил огромное удовольствие от того, какой любовью здесь окружены имя великого писателя и место, где он жил и работал.

Удивительна и история вашего театра – всё-таки 240 лет! Если оглянуться назад, то становится понятно, насколько сложно было в ту непростую эпоху создать театр. «Культурный слой» населения составлял тогда в России едва три процента…

Карамзин, наш великий историк, – тоже ваш земляк! И конечно, вождь мирового пролетариата Владимир Ильич Ленин. Если бы не перегибы, допущенные при строительстве социализма-коммунизма, его поистине грандиозная идея вполне могла быть воплощена в жизнь. Она и сейчас никуда не делась и продолжает витать в воздухе по всему миру. Идея равенства вообще привлекательна, правда, почему-то равными мы все никак не становимся…

– Идея, положенная в основу пьесы Эжена Скриба «Пуф», тоже была для своего времени довольно революционна. Но лжи как образа жизни общества с тех пор меньше явно не стало. Скорее, наоборот…

– Эта пьеса впервые была поставлена в 1848 году в Париже на сцене «Комеди Франсез», а уже через год её перевели на русский язык и спектакль вошёл в репертуар Александринского театра в Санкт-Петербурге. Но с тех пор в России её не ставили. Я даже удивляюсь, как Ася, моя дочь, которая и стала режиссёром-постановщиком спектакля, её выискала… И действительно, современность звучания всего, что происходит на сцене, просто поразительна! Когда многие сильные мира сего поймут, что их слава – всего лишь «ходячая ложь», может быть, и мир изменится. Увы, и тогда, и сейчас репутации многих политиков и крупных дельцов не содержат ни слова правды. Когда люди устанут от дутых авторитетов и наконец захотят видеть в тех, кто правит миром, подлинные достоинства вместо вымышленных, – вот тогда мы, может быть, и начнём жить хорошо. Но и правда, и ложь живут внутри каждого человека, и каким путём пойти – каждый выбирает сам. За последние двести лет ничего, увы, не изменилось. Так что пьеса и сейчас современна. Главный герой, несмотря на своё стремление оставаться честным человеком, в итоге вынужден капитулировать, убедившись, что правда никому не принесёт счастья, в том числе и ему самому…

– То есть поднимать этот вопрос бесполезно?

– Этого я не говорил. Затем и нужен театр, чтобы ставить вопросы, бередить души. Ко мне вчера после спектакля подошла гардеробщица и спросила, интересно ли мне мнение о спектакле? Я ответил, что, конечно, интересно… И она сообщила, что многие зрители делились впечатлениями о том, насколько правильно и точно поднята тема. Значит, спектакль получился…

Надо радоваться, ходить в театры, рожать детей

– Но от того, что кого-то проняло, в целом картина мира не изменилась…

– А кто знает?.. Если бы искусство не влияло на мир, неизвестно, каким бы он был сейчас… Мы сидим в прекрасном здании театра, встречаем благодарную публику. Мне нравится, что Россия развивается. Очень хотел бы, чтобы наконец-то закончились все происходящие сложные геополитические процессы и мы начали бы жить только ради дальнейшего развития. В том числе и духовного… Чтобы руководители заботились и о хороших дорогах, и о театрах. Чтобы, наконец, отремонтировали здание вашего Молодёжного театра. Да, я накануне приезда почитал новости о вас. Я же должен был понять, как живёт город, куда я приехал на гастроли. Впрочем, какие бы проблемы ни возникали, надо жить, радоваться, ходить в театры, рожать детей. Жизнь настолько коротка, что надо успеть сделать как можно больше такого, за что будут благодарны потомки. Иначе в ней и смысла-то нет…

– А вот ваш персонаж – человек неглупый, в принципе, не злодей… Но приспособленчество для него не просто норма. Мне кажется, его личность должна находиться в полном антагонизме с вашей. Вам это обстоятельство не мешало?

– Для этой роли я принял решение, о котором не стал говорить даже режиссёру… Мой персонаж встретил героя, который ищет правду, который не хочет жить по законам всеобщего лицемерия… И увидел в нём себя, того, что моложе. Мой персонаж когда-то женился по любви, искренне хотел жить по совести, а не ради наживы, но общество тут же его отвергло, и ему пришлось в итоге подстраиваться под общий стандарт. Так что все его наставления в адрес «неразумного юнца» продиктованы лучшими намерениями, искренней заботой о его благе. Ведь всё равно ясно, что для достижения своих благородных целей он должен капитулировать, смириться, понять, что в этом лицемерном мире на правде далеко не уедешь. У моего персонажа – две сущности. Одна – в том, как бы он хотел жить, другая – в том, как ему жить приходится. И понимание этого как-то помогает мне с ним примириться…

– Всё-таки! Прошло два столетия с тех пор, как появился «Пуф». И с тех пор, в принципе, в мире ничто не изменилось. Но надежда-то есть? Вот у вас лично…

– Знаете, в репертуаре нашего театра есть трагедия Софокла «Царь Эдип». Ей две с половиной тысячи лет! А за это время мало что изменилось. Нет, конечно, материальная сфера совершенствуется. Дороги, здания, транспорт, средства связи и распространения информации – всё это улучшается и развивается. Растёт и «культурный слой», хотя и не так быстро, как хотелось бы. Я вот недавно прочёл, что по дороге на Сахалин Антон Павлович Чехов приложил руку к переписи населения. И тогда выяснилось, что по всей Российской империи только пять процентов населения умеют читать и писать. А на следующий вопрос: «Сможет ли кто прочесть многотомный роман?» – положительно ответили только три процента из этих пяти. И ради этой, казалось бы, ничтожной части населения писали свои книги и Толстой, и Гоголь, и Гончаров.

«Культурный слой» быстро не растёт

– Во времена СССР безграмотность была побеждена, домашние библиотеки стали нормой. Но так ли уж сильно изменился культурный уровень населения? Была, помнится, такая песня: «Поднимают книжный бум те, кто в книгах ни бум-бум…». Но книги в доме держать было престижно. Это было признаком благополучия…

– Да, многие действительно покупали книги для интерьера. Не буду спорить. Грамотных людей, к тому же способных воспринимать серьёзную литературу и театр, не так уж и много. Но их много никогда и не было. Если бы все ходили в театры, то им просто места бы не хватило. Но даже тем, кто прочтёт книгу или посетит театр, отдавая дань моде, это идёт на пользу. Так и формируется «культурный слой». Этот процесс не может быть быстрым.

– Мне иногда кажется, что вялотекущая реформа образования только отягощает проблему.

– Я думаю, что воспитание подрастающего поколения в интересах государства. Как ректор Театрального института имени Щукина, как член Совета по русскому языку и литературе, я вижу проблему в том, что дети мало читают. И сейчас администрация президента совместно с обществом «Знание» продвигает по всем регионам проект по развитию художественного чтения и популяризации русской литературы «Чтецкие программы». Грамотность, чтение, литература – это развитие души. Я недавно был в Дубне, в Курчатовском ядерном центре, и там мне рассказали о физике-ядерщике академике Анатолии Петровиче Александрове. Он был до такой степени уникально образован, что мог любую оперу пропеть с любого момента. Представьте, какой это был могучий интеллект. Но таких людей в принципе много быть не может.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах