Примерное время чтения: 8 минут
868

Стихи – это путь к себе

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. АиФ - Ульяновск 19/04/2011

Ульяновская поэтесса Елена Кувшинникова не мыслит жизни без творчества. Ее стихи уже не первое десятилетие публикуются во многих газетах и журналах, других столичных и местных изданиях, коллективных поэтических сборниках. Вышло в свет три книги ее стихов, она стала лауреатом премии «Шапка Мономаха», которая вручается за продвижение в обществе духовного и нравственного начала. Но для самой Елены Викторовны сотворение стихов – не способ занять какое-то место на неком призрачном «Олимпе», а стремление приблизиться к пониманию сути бытия, проникнуть в вечную тайну жизни…

В атмосфере творчества и доверия

Я родилась в Ульяновске в апреле 1963 года и прожила в этом городе всю жизнь, - рассказывает Елена Викторовна. Мама, Валентина Васильевна, была школьным учителем, а отец, Виктор Александрович, уже более сорока лет в школе искусств № 4 обучает детей игре на баяне, гитаре и народных инструментах. В нашей семье царила обстановка доверия, любви и взаимного уважения. Мы вместе слушали пластинки с классической музыкой, устраивали совместные чтения книг.

У нас даже была домашняя «картинная галерея» – мама собирала репродукции из журнала «Огонек», постоянно обновляла экспозицию, а мы с сестрой готовили экскурсии и рассказывали о картинах. Восемь лет назад врачи поставили маме беспощадный диагноз и определили, что жить ей осталось не более двух месяцев. И она последние дни жизни посвятила осуществлению своей давней мечты: написала исторический роман «Укажи мне пути твои» - о временах основания Симбирска, где реальные исторические события переплетаются с художественным вымыслом. Она до последнего мгновения оставалась мужественным, глубоко верующим человеком.

Жили мы в Киндяковке, училась я в пятидесятой школе, из окон которой была видна Гончаровская беседка. Ощущение, что Винновская роща – мое жизненное пространство, возникло именно тогда и не покидает меня до сих пор. В седьмом классе учительница литературы Джульетта Рафаэловна Кулакова дала мне прочесть роман «Обрыв», и я «заболела» гончаровской темой, временами отождествляя себя с Верой, героиней романа.

Когда мне было двенадцать лет, мама подарила альбом, какого никогда – ни до, ни после – мне видеть не приходилось. На обложке было золотым тиснением начертано «Альбом для стихов». Туда я записывала стихи любимых поэтов и первые свои рифмованные строки, разумеется - о любви. Только гораздо позже я поняла, что пыталась выразить то, чего еще не испытала. Впрочем, писала я не только в нем, но и на всем, что под руку попадется – маме не раз приходилось собирать за мной по всему дому исписанные желтым карандашом промокашки.

Отчизна поэтов

В семнадцать лет я пришла в литературное объединение «Надежда», которым руководил Александр Семенович Бунин. Он что-то увидел в моих первых литературных опытах, хотя сейчас мне кажется, что и стихами-то их считать нельзя. Он научил меня не столько технике стихосложения, сколько бережному отношению к слову.

Там была принята жесткая критика – каждому автору назначали оппонентов, разбирали досконально каждую строку. Из этого литобъединения вышли многие известные сейчас ульяновские поэты. В 1981 году в «Ульяновской правде» было впервые опубликовано мое стихотворение. Потом Бунин прислал мне письмо, в котором писал, что эта публикация – только аванс, что не стоит обольщаться, надо работать, писал, что верит в меня.

Не меньшую роль в моей жизни и становлении сыграла Людмила Алексеевна Бурлакова – она приехала в Ульяновск из Узбекистана, как тогда говорили, «на усиление писательской организации». Тогда писатели были гордостью любого провинциального города – их приглашали, предоставляли все условия для работы и даже обеспечивали жильем. В те времена прямо в здании обкома КПСС проводились областные семинары для молодых литераторов.

Тогда же, в начале 90-х, начала выходить в свет серия сборников молодых авторов «Край - отчизна поэтов». Людмила Алексеевна стала редактором моей первой книги стихов «Негромкий свет», которая вышла в 1991 году. Именно она тремя годами позже предложила мне принять участие в первом всероссийском совещании молодых писателей. Чтобы туда попасть, нужно было направить стихи на творческий конкурс и получить вызов.

В Москву я отправилась с первой книжкой и рукописью второй. Для меня это событие стало важным поворотным моментом в жизни – там меня и приняли в Союз писателей, причем, рекомендации дали поэты-фронтовики Виктор Кочетков и Александр Коваль-Волков. Тогда был «призыв» молодежи в ряды писателей. Впрочем, Людмила Алексеевна не знала, поздравлять меня с этим или сочувствовать…Я воспринимала жизнь радужно, а она видела иную реальность. Хотела меня предостеречь, уберечь… В 1994 году ее не стало.

Сад, где растут таланты

По настоянию родителей после окончания школы я отправилась учиться в филиал заочного юридического института, но, как сказал Сомерсет Моэм, человек – не то, чем он хочет быть, но то, чем он не может не быть. Так что юридическая практика моя продлилась недолго. С 1993 года я десять счастливых лет проработала в Центральной городской библиотеке имени Гончарова. Здесь мне удалось открыть настоящую литературную гостиную, организовать множество встреч с поэтами и писателями и начать новое для того времени дело – презентации книг ульяновских авторов. Первой была книга «Дух». Александра Андрюхина, который впоследствии уехал в Москву, стал известен как автор детективных романов.

Уже в 1995 году эти встречи переросли в Клуб поэтов, который до сих пор продолжает существовать. Мне, когда тяжело заболела мама, пришлось оставить работу. Но «корабль» продолжает двигаться вперед с новой командой. И я рада этому.

Потом Ольга Шейпак пригласила меня работать в редакцию журнала «Мономах», а в прошлом году я получила предложение стать редактором литературно-художественного альманаха «Карамзинский сад».

Это издание - тоже детище Людмилы Бурлаковой. Создавался он для того, чтобы продолжать литературные традиции Симбирска-Ульяновска, чтобы «разбудить бескрылую человеческую душу», поддержать молодых авторов, дать им площадку для дебюта. Первый номер вышел двадцать лет назад, и я знаю, как он был ей дорог. Так что я не могла не подхватить эстафету.

Для многих нынешних молодых литераторов «Карамзинский сад» - единственная возможность найти своего читателя. В газетах сейчас нет литературных страниц, временами прерывается областная программа по книгоизданию, но альманах выходит регулярно – четыре раза в год. Только за то время, когда я его редактирую, возможность опубликовать свои произведения получили более ста двадцати авторов.

Откровение

Конечно, сейчас в Ульяновске нет таких славных имен, что были в XIX веке. Да и в прошлом столетии только один из ульяновских писателей, лауреат Государственной премии по литературе Николай Благов, стал фигурой всесоюзного масштаба. Но трудно сравнивать разные эпохи. В наше время тоже есть люди, для которых литература – главная часть жизни, и важно, чтобы у них были читатели. И дело даже не в том, кто велик, а кто – не очень… Крупные личности, заметные фигуры не растут на пустом месте. Есть лес, а есть и подлесок, который должен иметь хотя бы шанс вырасти. Я сама когда-то получила поддержку старших и понимаю, как это важно.

Для меня самое большое счастье - когда рождается стихотворение. Стихи несут мне радость, дают опору в жизни, а вот художественный результат своего творчества я сама оценивать не берусь. Автор не может объективно судить о том, насколько он успешен, – это забота читателей. Для меня стихи – это путь к себе, это откровение…

Я не знаю, кто это творит,

Как стекаются стихотворенья.

От зари, от зари, от зари

Происходят мои озаренья.

И тогда я - прозрачный сосуд-

Горлом чую небесную влагу.

И тогда все – на радость, на суд,

На страданье, на свет… на бумагу.

Сергей Юрьев

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах