aif.ru counter
Татьяна ЗАХАРЫЧЕВА 88

Борис Костишко: «Инженеров надо готовить, начиная с детского сада»

Что опорный вуз может дать региону и его жителям.

Сергей Юрьев / АиФ

30 июля стало известно, что Ульяновский государственный университет вошёл в число лидеров опорных вузов страны. С ректором УлГУ Борисом Костишко мы говорим о том, что университетская поддержка может дать региону и его жителям.

Какие специалисты нужны?

Т. Захарычева: Борис Михайлович, в прошлом году Ульяновский госуниверситет отметил 30-летие, для классического университета – это детский возраст. Тем не менее УлГУ часто появляется в разных рейтингах на хороших позициях. Что нужно, чтобы быстро добиться признания? Бежать в два раза быстрее эскалатора?

Досье
Борис КОСТИШКО. Окончил физический факультет МГУ, доктор физико-математических наук, профессор, зав. кафедрой физических методов в прикладных исследованиях. В 2006 году стал ректором УлГУ.

Б. Костишко: Вообще это современная тенденция. Сейчас в мире есть два вида успешных университетов - с именем, богатой историей и молодые, активные, наглые, которые довольно быстро встают вровень со старыми эталонными университетами. Например, Карлов университет в Праге – одиниз старейших в мире, а рядом с ним, в Брно, - Масариков университет. Так вот он считается самым престижным в Чехии – по крайней мере, у иностранцев, - потому что очень быстро развивается. Именно потому, что наш университет очень молодой и у него нет такого мощного бренда, как МГУ, нам приходится постоянно что-то придумывать, принимать нестандартные решения, бежать вперёд.

- Когда Ульяновский госуниверситет только создавался (в то время он был филиалом МГУ, – Ред.), тоже было принято нестандартное решение – готовить своих врачей и актёров. В итоге оно спасло Ульяновскую область от жёсткого дефицита этих специалистов, потому что советская система распределения выпускников вузов вскоре рухнула. Получается, уже тогда университет стал опорным для региона в подготовке кадров?

- Тогда не было этого термина, но, по сути, так.Восемьдесят процентов врачей, которые работают сейчас в системе регионального здравоохранения, – выпускники нашего медицинского факультета.И всё равно врачей не хватает. На каждого нашего выпускника - три заявки из Минздрава.Так что медицинское направление и сейчас одно из самых востребованных и у абитуриентов, и у работодателей.

- Какие ещё специалисты сейчас нужны региону и насколько быстро университет может реагировать на этот запрос?

- Авиационщики, автомобилисты, экологи… Очень перспективное направление – айти-технологии, причем в современной айти-компании программистов не так много, но ей необходимо много людей, которые обеспечивают их работуи доводят продукцию до конца. Это менеджеры, дизайнеры, системные администраторы... Всех этих специалистов мы давно готовим, и очень сложно назвать специальность, которую нельзя было бы открыть в классическом университете.

350 школьниц и студенток стали участницами акции "Девушки в IT -2019". Фото: УлГУ

- То есть новые специальности можно открывать бесконечно?

- Можно, но не всегда это необходимо. Например, мы не готовим  робототехников, но у нас есть свой Научно-исследовательский технологический институт, где высококлассные инженеры делают потрясающих роботов под хорошие гранты. Лет пять назад сделали для института Курчатова робота, который работает с радиоактивными образцами на электронном микроскопе. Сейчас для Росатома вместе с димитровградской научно-производственной фирмой «Сосны» мы работаем над линейкой роботов разного уровня интеллектуальности.

ЕГЭ сломал систему

- Заканчивается приемная кампания. Что выбирают абитуриенты? И сокращается ли количество бюджетных мест?

- На самом деле оно постоянно увеличивается, но в сегменте инженерных специальностей. А у абитуриентов традиционно высокий спрос на юридическое и экономическое направления. В этом году самый большой конкурс был на специальности «Экономическая безопасность». Правда, в последнее время растёт спрос на айти-технологии, причём среди «айтишников» много ребят, которые сдавали ЕГЭ по информатике.

- Как вы думаете, выпускники школ научились делать осознанный выбор профессии? Ведь система профилизации школьного образования работает уже много лет.

- Когда спрашиваешь выпускника: «Чем ты хочешь заниматься? Что об этом думаешь конкретно ты, а не папа с мамой?» -  большинство отвечает: «Не знаю». Возраст инфантильности сильно увеличивается – не только у нас, но и во всём мире. Причина – в отрыве детей и молодёжи от реальности, в их уходе в виртуальный мир, в том, что родители их обеспечивают, а значит,  самим пахать необязательно. Вот и получается, что только в 25 лет человек чуть-чуть начинает соображать, чем он хочет заниматься. Да, профилизация в школе есть, но ожидаемого результата она пока не дала. Я на сто процентов уверен, что в современном мире без университетов школа вообще невозможна.

- Что вам ещё не нравится в школьном образовании?

- Думаю, что систему испортил ЕГЭ. Зачем в школе преподавать предмет, если можно просто натаскивать на решение отдельных вопросов? А университетам и экономике региона нужны не роботы, а умные люди, которые могут анализировать, решать многофакторные задачи - думать. Поэтому мы вынуждены приходить в школы и готовить себе абитуриентов сами. А последние два года  работаем даже с садиками. С разрешения губернатора получили под патронаж два детских сада и открыли там детские инженерные центры. Закупили демонстрационные конструкторы, которые позволяют собрать электрическую схему, ветряк, который генерирует электричество, и многое другое. Я был поражен, когда увидел своими глазами, как ребята изменили электрическую схему, чтобы она заработала. Дети младшего возраста – все гении, потому что они раскрепощены. Кстати, робототехникой мы занимаемся как способом профориентации, чтобы рассмотреть талантливых детей в школе, даже в детском саду, и дать им возможность отвлечься от экрана монитора, соцсетей и поработать руками. Не исключено, что кто-то из этих ребят потом будет работать над заданиями Росатома.

Как взять банк?

- Вообще вуз – это прежде всего образовательная организация, а опорный вуз призван помогать региону решать социально-экономические задачи. Насколько этовозможно? По идее, каждый должен заниматься своим делом.

- Это не только возможно, но и необходимо. Раньше выпускники вузов три года считались молодыми специалистами и доучивались на предприятии, потому что теоретических знаний недостаточно, чтобы получился специалист. В советское время были вообще заводы- втузы, где образование и обучение – два в одном.

Сейчас эта система утрачена, и мы стараемся проходить этот этап на базовых кафедрах предприятий, когда студента обучают не только университетские преподаватели, но и специалисты предприятия. Они дают ему задания и проверяют результат.

В итоге студент делает не отвлеченную дипломную работу, а выполняет конкретный проект «с земли», полезный для предприятия или территории.

- Откуда брать живые и актуальные проекты? Ведь это подразумевает очень плотное сотрудничество с субъектами региональной экономики.

- Взять банк проектов –самая большая проблема. Сейчас мы работаем над созданием  проектных офисов в районах области, делаем форсайт-исследования, социологические исследования.  Пытаемся создать условия, чтобы главы районов и их команды могли оценить возможности своих территорий и понять, чего они хотят и что могут сделать. Понятно, что ресурсы ограничены, но есть огромное количество федеральных и региональных проектов, под которые можно получить гранты.  Мы можем помочь упаковать проект, получить под него деньги и разумно их потратить.

 - И получается сотрудничать?

- С десяток живых проектных офисов уже есть. Но проблемы с пониманием сути сотрудничества тоже существуют. Где-то его рассматривают так: «Придут ученые, расскажут, что делать». Другая крайность: «Ничего у нас никогда не изменится, идём на дно».

- А вы можете привести пример проблемы, которая актуальна для сельской местности и которую можно решить при грамотной организации процесса?

- Сейчас благодаря программе «Земский доктор» молодые врачи едут работать в сельскую местность. Но территория у нас большая, поэтому невозможно обеспечить каждый населенный пункт узкопрофильными врачами. Это очевидно. Значит надо строить хорошие дороги, развивать санавиацию и, наконец, - телемедицину, с помощью которой в самом отдаленном районе области можно получить в режиме реального времени консультацию высококлассного специалиста. Телемедицина – одно из направлений нашей деятельности.

- Борис Михайлович, из нашего региона уезжает немало молодёжи.  И это, возможно, одна из самых больших его проблем. У вас есть аргументы в пользу того, что жить и учиться надо в Ульяновске?

 - Не в моих правилах отговаривать, если решение созрело. Но я считаю разумным, если человек осознаёт, зачем он совершает тот или иной поступок. Иначе ему не миновать разочарований. Что в других городах есть такого, чего нет у нас?  Другие возможности? Но возможности всегда потенциальны, и они определяются нашими способностями. Если вы считаете, что у вас есть энергия, чтобы что-то сделать, надо искать точку приложения сил и определить для себя, почему вы её не нашли в своем городе. Что помешало? Если есть ответы на все эти вопросы, и всё-таки хочется уехать, то в добрый путь. И потом, когда человек уезжает с любовью к своей родине в сердце, родина расширяет свои границы за пределы региона. Успешный пример этого – ульяновское землячество в Москве, некий своеобразный «филиал» Ульяновска в столице.Но на всякий случай скажу: чем больше я езжу по другим городам, тем больше мне нравится  Ульяновск. Это на самом деле классный город. 




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
На какие недостатки в нашем городе вы готовы закрыть глаза?
Самое интересное в регионах
Роскачество