В 2003 году Россия подписала Болонскую декларацию, тем самым заявив о серьёзных намерениях влиться в общемировое образовательное пространство. Для этого пришлось отказаться от советской системы высшего образования, ввести в университетах двухуровневое обучение, а в школах – ЕГЭ. Затевалось всё это не забавы ради. Целью нововведения значилась академическая мобильность, открывающая для российских преподавателей и студентов двери европейских университетов, и, наоборот, – двери наших вузов для зарубежных специалистов.
Педагогика - вне системы
Теперь наши выпускники именуются на западный манер бакалаврами и магистрами, вот только выиграла ли от этого высшая школа – большой вопрос.
В настоящее время педагогический университет по программе академических обменов работает с двумя зарубежными вузами: Университетом Франш-Конте (Безансон, Франция) и Западно-Казахстанским государственным университетом имени Утемисова (город Уральск). Говорить об академическом обмене как о массовом явлении не приходится – в прошлом году УлГПУ «обменял» четырёх студентов французского отделения инфака на четырёх носителей языка, в этом – четырёх своих на одну единственную француженку.
Дорогое удовольствие
Практика за рубежом – дело, конечно, интересное и престижное, но надо понимать – без знания языка о заграничных турне можно забыть, без серьёзных финансовых затрат – тоже. Дело в том, что принимающая сторона берёт на себя затраты на обучение, всё остальное (проезд, жильё и т.п.) студент оплачивает сам.
С приёмом зарубежных граждан тоже не всё так просто.
– Чтобы к нам приехали иностранные студенты, нужно иметь хотя бы одну образовательную программу, где всё читается на иностранном языке, – говорит Алексей Осипов. – В своё время такая программа была разработана на медицинском факультете УлГУ специально для студентов из Индии.
Образовательная программа для иностранцев есть и в техническом университете – стать специалистом нефтегазового дела здесь можно, обучаясь на английском языке. Для местных студентов в плане обмена возможностей тоже побольше.
– Традиционные наши партнёры – это вузы Германии и Китая. Не далее, как в феврале, мы отправили на стажировку в КНР несколько человек из числа студентов-лингвистов, – рассказывает директор Международного института УлГТУ Павел Пазушкин.
О каких-то заметных прорывах ульяновских (да и в целом российских) вузов в общемировое образовательное пространство эксперты говорить не спешат.
– После принятия Болонской декларации в уставах многих наших университетов появился пункт, что студенты не просто имеют право пройти программу академической мобильности – они обязаны это сделать, – комментирует Ольга Миронова, представитель московского института развития образования. – Всё это до сих пор провисает, а ведь именно ради этого в своё время мы так много разрушили.