Примерное время чтения: 4 минуты
151

Цифровая трансформация: что ждет школьников и зачем готовить портфолио

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7. АиФ - Ульяновск 7 16/02/2022
Эдуард Кудрявицкий / АиФ

Из-за пандемии учителя и ученики вынуждены были перебраться из классов в интернет-пространство и исследовать новые платформы, методом проб и ошибок искать подходящие программы, штудировать сайты и изучать способы создания аудиовизуального контента. 

Но прогресс не стоит на месте: возросший запрос на интернет-образование породил немало полезных инициатив. Появились онлайн-школы, курсы и даже университеты. Минпросвещения разработало целую стратегию цифровой трансформации образования, которую изложил в одноименном документе.  В одном из его пунктов был озвучен план по внедрению сервиса «Цифровое портфолио ученика».

По траектории ученика

Специалист по учебно-методической работе с учителями истории и обществознания УлГПУ им. И.Н. Ульянова, Почётный работник общего образования РФ, председатель ГИА по истории, Марина Десятникова рассказывает:

«На данный момент ученики старших классов должны уделять внимание участию в олимпиадах, причем для Всероссийской олимпиады школьников важны победы на федеральном и региональных уровнях, так как в копилку портфолио хоть и засчитываются дипломы за школьные и муниципальные этапы, но они не учитываются при поступлении в вузы. Также при поступлении добавляют очки победы или призовые места на других федеральных статусных олимпиадах, включенных в перечень мероприятий Минпросвещения. По мнению министра РФ Сергея Кравцова, в портфолио также должны учитываться достижения в конкурсах и других мероприятиях, которые проводят только заслуживающие доверия организации.

Конечно, цифровое портфолио, -  считает Марина Александровна, - никогда не сможет полностью заменить ЕГЭ: все-таки у детей из разных регионов, муниципальных образований и образовательных учреждений очень разные возможности для внеучебной «активности», и в разных регионах «копилки» будут наполняться по-разному: у школьников из сельской местности меньше возможностей проявить себя, чем у выпускников из крупных городов. И для учителей такая система цифрового портфолио определенно подспорье: можно видеть в динамике развитие школьников, а постепенно накапливающиеся сведения об успехах ребенка позволят педагогам анализировать и корректировать образовательную траекторию ученика. Для родителей и самого ученика это возможность увидеть, в каком направлении лучше развиваться. Классный руководитель ежегодно заполняет бумажное портфолио на каждого ученика, куда добавляются успехи обучающегося в разных сферах. Это трудоемкий и неудобный процесс. Кроме того, если ребенок захочет перейти в другую школу, то выбранная школа никак не увидит его достижения, если только ученик самостоятельно полностью не составит портфолио, не скопирует и не предоставит сведения о своих успехах в выбранное учебное заведение. В этом смысле цифровое портфолио минимизирует энергозатраты учителей, родителей и учеников в этом вопросе и сделает удобным этот процесс для всех.

Система портфолио направлена на то, чтобы дети могли заниматься проектной деятельностью в сферах, которые им интересны, получать новые навыки и компетенции, которые помогут не только подготовиться к учебе в вузе, но и стимулировать их жажду знаний, дать уверенность в собственных силах и поддержать научные стремления.

Чем заполнять портфолио школьника?

  1. Хорошими оценками по итоговым работам (двоечников просят не переживать -  плохие оценки отображаться не будут).
  2.  Призовым местом на олимпиадах (учитываться будет только призовое место, но зато с любого этапа; вполне достаточно успеха даже на школьной олимпиаде).
  3.  Грамотами за участие во внеурочной деятельности, организацию школьной постановки и т.д. (грамоты выдают в бумажном виде, их нужно отсканировать и прикрепить оцифрованное изображение на сайт).
  4.  Спортивные и музыкальные достижения (грамоты, медали, результаты соревнований и конкурсов). 
  5. Волонтёрская деятельность (учитываться будет и участие в школьных волонтерских проектах, и самостоятельная активность).
  6. Результаты проектной деятельности. Разработанное исследования может сильно помочь поступающему в вуз, особенно если изучаемая тема имеет отношение к выбранной специальности. Кстати, исследовательский проект считается самым продуктивным образовательным средством.

Татьяна ИЗМАЙЛОВА

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах