1 февраля в рабочем посёлке Вешкайма состоялось открытие Месячника налоговой помощи и финансовой грамотности, который продлится на территории района до 28 февраля.
Такие акции проходят в регионе с 2014 года по инициативе губернатора Сергея Морозова. С населением работают специалисты регионального Минфина, налоговики, представители пенсионного фонда, службы судебных приставов, ГИБДД, банков и МФЦ. Акции проводились сначала в формате «недель», которые затем переросли в месячники. В настоящее время они устраиваются ежеквартально в форме выездов специалистов в те или иные «фокусные» районы. Поскольку проект направлен на широкую целевую аудиторию, для каждой возрастной группы определён свой формат мероприятий: онлайн-уроки, лекции, круглые столы, квесты, рабочие группы, выезды на предприятия, совместные рейды с ГИБДД, УФССП и УФНС по Ульяновской области.
Успехи последних двух лет
Результат проведения месячников налоговой помощи и финансовой грамотности – повышение информированности и уровня жизни населения, а также рост поступлений доходов в бюджет региона.
За 2 года реализации проекта (2017-2018 гг.) охват населения составил 720 тысяч человек, или 57,8% общей численности населения. В среднем за одну акцию в 2017 году министерством финансов в мероприятия было вовлечено от 4,5% до 7,2% населения, в 2018 показатель вырос до 10,6%, что говорит о росте интереса населения, предпринимателей к проводимым мероприятиям. Постоянный анализ применяемых практик и изучение обратной связи от целевой аудитории позволяет найти положительный отклик населения области.
Совместная работа всех муниципальных, региональных и федеральных структур позволила собрать за 2017-2018 годы дополнительно в консолидированный бюджет региона 593 млн рублей.
Кроме того, регион активно поддерживает всероссийские недели финансовой грамотности и сбережений.
Так, например, по итогам одной из подобных акций Ульяновская область заняла 1 место в Российской Федерации по охвату мероприятиями среди регионов, не входящих в периметр проекта.
На территории Ульяновской области было проведено 1,5 тысячи мероприятий с общим охватом 74 тысячи человек. Основной целевой аудиторией были учащиеся детских садов и школ (59,2 тысячи человек) и работающее население (7,2 тысячи человек). Также в мероприятиях приняли участие студенты (3,6 тысячи человек), педагоги (3,5 тысячи человек) и люди пенсионного возраста (214 человек).
Что впереди?
В первом квартале 2019 года фокусным районом был выбран Вешкаймский. Как будут представители власти и надзорных органов взаимодействовать с населением? Об этом рассказала заместитель директора департамента по вопросам налоговой политики, доходов бюджета и государственного долга регионального министерства финансов Наталья Кузнецова:
– Предлагаются наиболее удобные форматы участия: уроки, лекции, семинары, конкурсы, консультации, личные приёмы. Всеми задействованными службами запланированы выездные мероприятия в городские и сельские поселения, на предприятия и учреждения района, ведь сельскому населению выезжать в райцентры за консультацией не всегда удобно. Особое внимание будем уделять площадкам местных предприятий. Нам важны все слои населения: школьники, студенты, предприниматели, работающее население, пенсионеры. Наша задача – именно оказать помощь, помочь разобраться с имеющимися проблемами и дать новые знания, – сообщила она.
С юности до старости
Хотя организаторы и поставили задачу охватить все категории населения, но обращают на себя внимание мероприятия с самыми юными сельчанами.
– Главными задачами проведения акции являются максимальная вовлечённость населения района в проводимые мероприятия, повышение налоговой и финансовой грамотности, формирование позитивного отношения к налоговой политике государства, а также увеличение налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет района, – сказала глава администрации района Татьяна Стельмах.
Новинки февральской акции:
– Проведение интерактивных игр по финансовой грамотности для воспитанников детских садов «Игра-путешествие – «Путешествие с монетой по стране Экономики»; «Приключения Умника и Торопыжки»;
– Круглый стол по теме «Изменения в Закон «О занятости населения в РФ»;
– Проведение волонтёрской акции «Зачем быть финансово грамотным?»;
– Мастер-классы для школьников «Составление семейного бюджета».
На вопрос о том, почему азам обращения с деньгами следует обучать с молодости, ответил директор Вешкаймского лицея при УлГТУ Николай Кузнецов:
– Российскому обществу присущ правовой нигилизм. У нас большие проблемы именно с финансовой грамотностью населения. Начинать решать эти проблемы надо именно с детского возраста. Наш лицей работает с ульяновским госуниверситетом. К нам приезжают студенты, проводят для детей много квестов, игр, воспитывающих финансовую грамотность. С младшими школьниками мы проводим работу в форме классных часов, факультативных занятий, внеклассных занятий. В прошлом году наши ребята даже заняли неплохие места в областных тематических конкурсах.
Впрочем, и старшее поколение не остается в стороне, сообщила нам председатель «Серебряной администрации» района Галина Харитонова:
– В состав нашей «Серебряной администрации» входят люди пожилого возраста. Мне нравится это название. Люди старшего поколения не так информированы, как молодежь. У них есть вопросы. Ежегодно наше старшее поколение проходит обучение. Приходят сотрудники МФЦ, налоговой инспекции. А на 20 февраля у нас запланировано заседание «Серебряной администрации», куда мы приглашаем представителей МФЦ и «Россельхозбанка», чтобы они рассказали обо всех изменениях и новшествах.
О своих личных предпринимательских проблемах и вопросах, волнующих всех представителей бизнеса, рассказала председатель СПК «Перспектива» (глава крестьянско-фермерского хозяйства) и уполномоченная по защите прав предпринимателей района Светлана Лапушкина:
– Мы поднимаем очень много вопросов по финансам и по налогам. Самый главный из них – налогообложение. Естественно, предприниматели хотят развиваться с меньшими потерями и меньше совершать нарушений. Если говорить о моей личной предпринимательской деятельности, то здесь тоже есть проблемы. Самая больная тема: население не хочет платить 13% налога, когда я осуществляю закупки.
А ведь мне нужно отчитываться, что всё это я законно приобрела. И получается конфликтная ситуация. Так как наш кооператив начинающий, для меня эти вопросы были новыми.
Польза «финансовых» месячников доказана жизнью. Эта практика будет продолжаться. Будет и поиск новых форм работы.