2015-й финансовый год не назовёшь простым. Как удалось удержаться в заранее заданных финансовых рамках и осуществить всё задуманное? Об исполнении бюджета и работе финансистов региона рассказывает министр финансов Ульяновской области Екатерина Буцкая.
Исполнили как задумали
Савелий Шеин: - Екатерина Владимировна, когда планировали бюджет прошлого года – жили в одних реалиях, в конце года оказались в других. Насколько оправдались экономические прогнозы, удалось ли выдержать заданные параметры?
Екатерина Буцкая: - Вносить коррективы, конечно, пришлось. Мы старались оперативно реагировать на происходящие изменения. Но в целом специалисты правильно уловили главные факторы, влияющие на финансовую ситуацию, и бюджет был исполнен очень чётко.
Общий объём доходов областного бюджета Ульяновской области за 2015 год составил чуть более 38 миллиардов рублей, мы сработали с плюсом в 2,6 миллиарда к уровню прошлого года. Расходы также были выполнены с плюсом и составили 45 миллиардов рублей, или на 5,6 миллиарда рублей больше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Более того, налоговых и неналоговых доходов в 2015 году в консолидированный бюджет региона поступило 35,4 миллиарда рублей. Темп роста составил 110,5%, то есть в бюджет поступило на 3,4 миллиарда больше, чем в прошлом году. По федеральному бюджету темп роста составил 103%. Средний темп роста налоговых и неналоговых доходов по федеральным округам (их 9) – 106,6%, в том числе по Приволжскому федеральному округу – 104,6%. Среди регионов ПФО мы занимаем вторую позицию, уступив лишь Республике Татарстан (111,6%). Хотя по итогам 2014 года наш регион занимал лишь 13 позицию.
- Если брать работу над составлением регионального бюджета в последние годы, всегда декларировались две основные вещи: он должен быть социальным, но при этом оставаться бюджетом развития. Так было и с бюджетом на 2015 год. Удалось соответствовать?
- Оценку нашей деятельности в ближайшее время предстоит дать депутатам областного Законодательного собрания, где я буду выступать с ежегодным отчётом по итогам прошлого года. Я считаю, что в 2015 году у нас всё получилось. Вовремя принятые грамотные управленческие решения позволили нам обеспечить бесперебойную работу отраслей бюджетной сферы, своевременную выплату зарплаты бюджетникам с учётом её повышения согласно президентским указам, предоставление всех социальных гарантий населению, оказание финансовой помощи бюджетам муниципальных образований… Практику социальной ориентированности бюджета нам удалось сохранить.
Проедаем или развиваемся?
- Какова, собственно, была доля «социалки» в бюджетных расходах прошедшего года?
- В целом на образование, здравоохранение, социальную политику, культуру, физическую культуру и спорт было направлено почти 70% всех расходов областного бюджета – 36 миллиардов рублей.
- Как ни важна социальная сфера, а «проедать» все доходы не годится. Какие средства направлены на дальнейшее развитие экономики региона?
- Исходя из наших финансовых возможностей, мы на должном уровне сохранили в 2015 году финансирование отраслей национальной экономики, обеспечив тем самым государственную поддержку сельского хозяйства, дорожной сети, транспорта и ЖКХ. Фактические расходы по этому направлению составили 7,7 миллиарда рублей, или 14,5% от общего объёма расходов консолидированного бюджета. Кстати, по сравнению с 2014 годом расходы увеличились на 20,4%.
Как наполнить «кубышку»?
- Насколько сложно было выдержать планку, заданную майскими указами президента?
- В течение 2015 года нам пришлось четырежды увеличить план по налоговым и неналоговым доходам для финансового обеспечения средней зарплаты работникам бюджетной сферы до необходимых целевых ориентиров, установленных в майских указах президента Российской Федерации 2012 года. В общей сложности на эти цели было направлено более трёх миллиардов рублей.
- Как вообще удалось обеспечить запланированные поступления в казну?
- Это, действительно, очень важная проблема. В структуре доходов областного бюджета почти три четверти занимают налоговые поступления. Всего за 2015 год в областной бюджет поступило более 28 миллиардов рублей налоговых доходов. Львиную долю в пополнение казны внесли налоги на доходы физических лиц, на прибыль организаций и акцизы. Эти три вида налогов обеспечили около 90% всех налоговых поступлений.
- А как в 2015 году шли дела с налоговой дисциплиной?
Чем помогли федералы?
- Каковы в прошлом году были поступления из федерального центра? Эти деньги поступают в наш регион автоматически или пришлось приложить определённые усилия?
- На какие цели направлялись эти средства?
- Прежде всего, средства направлялись на реализацию государственных программ, таких как устойчивое развитие сельских территорий, газификация на селе, водоснабжение, поддержка сельского хозяйства, кроме того, значительная часть средств направлялась Фонду содействия реформированию ЖКХ на переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, а также на развитие и модернизацию сферы образования.
Оплачиваем инициативы
- Такой помощи было немало. Остановлюсь на проекте по поддержке местных инициатив, запущенном на территории области по инициативе губернатора с 2015 года. Суть проекта в том, что из областного бюджета на конкурсной основе выделяются субсидии для реализации в поселениях проектов, непосредственно там родившихся. Обязательное условие для их реализации - софинансирование не только со стороны муниципалитета, но и со стороны жителей.
- Какими были предложения на местах, и много ли их было?
- В 2015 году в поселениях области реализовано 13 проектов местных инициатив граждан. Это позволило сохранить, а зачастую и восстановить объекты муниципальной инфраструктуры, сохраняя и создавая рабочие места. Доля финансирования местных проектов составила порядка 13,6% при минимальном условии в 5% в сельских поселениях и 12% в городских поселениях. Вклад организаций и индивидуальных предпринимателей составил 11,2%.
Это были, к примеру, проекты в сфере благоустройства - строительство парков, ремонт памятников. Например, благоустройство центральной части города Инзы или площади Славы в Октябрьском сельском поселении Радищевского района. Были проекты по ремонту домов культуры. Например, были отремонтированы фасад и зрительный зал сельского ДК в Ермоловском поселении Вешкаймского района. В Ундоровском ДК прошёл ремонт концертного зала. Были проекты по строительству и ремонту спортивных объектов. Были и такие насущные потребности, как ремонт кладбищ. Реализация проекта по поддержке местных инициатив будет продолжена и в этом году. С этой целью в областном бюджете Ульяновской области предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 62 миллионов рублей. Проект по поддержке местных инициатив очень важен для региона. Его реализация поможет выстроить новые партнёрские отношения между властью и гражданами.
Бюджет в картинках
- Для такого партнёрства нужны открытость и взаимопонимание. Что делается для того, чтобы сложный финансовый документ - региональный бюджет стал доступным для неспециалистов?
- Начиная с 2013 года, в регионе развивается такое направление, как «Бюджет для граждан». В свободном доступе и доступной форме главный финансовый документ региона размещается на официальном сайте регионального Минфина в разделе «Открытый бюджет» (https://ufo.ulntc.ru).
Здесь есть информация об исполнении областного бюджета Ульяновской области за 2014 год, о принятом региональном бюджете на 2016 год. Информация представлена в наглядной и доступной для неподготовленного пользователя форме в виде презентаций с показателями бюджета и социально-экономическими показателями. Здесь же размещена брошюра «Путеводитель по областному бюджету Ульяновской области – 2015».
В ней приведены основные характеристики главного финансового документа региона в динамике с 2007 года. При этом расходная часть бюджета развёрнута по всем государственным программам Ульяновской области, с указанием целевых показателей, которые планируется достичь за счёт выделенных средств. В феврале на сайте размещён и «Путеводитель по областному бюджету Ульяновской области – 2016».