Примерное время чтения: 5 минут
1228

Крылья Родины можно увидеть на вечной стоянке в Ульяновске

Вид на музей с высоты птичьего полёта.
Вид на музей с высоты птичьего полёта. / Павел ЕЛИЗАРОВ / АиФ

Он был создан в 1983 году, и большая часть экспонатов выставленных сейчас под открытым небом, добрались сюда «своим ходом». 37 машин находится в экспозиции.

Легенды советского неба

Турбовинтовой Ту-114 – крупнейший пассажирский самолёт своего времени. Фото: АиФ / Павел ЕЛИЗАРОВ

В одноэтажном главном корпусе находятся четыре зала с моделями и тренажерами, и через него можно пройти на просторную площадку, где расположены  самолеты. Первым посетителей встречает Ту-104, первый пассажирский реактивный самолет, созданный в СССР.  Рядом с ним стоят два турбовинтовых магистральных машины КБ Туполева: Ту-114, которыйдолгое время использовался для дальних перелетов высших лиц государства, и Ту-116 - единственный сохранившийся из двух построенных экземпляров. Тут же расположился реактивный Ту-124 – самолёт для авиалиний малой протяженности, непосредственный предшественник легендарного Ту-134.

ТБ-1 – старейший экспонат музея. Фото: АиФ / Павел ЕЛИЗАРОВ

Самый «древний» экспонат музея - бомбардировщик ТБ-1, разработанный еще в 1925 году и серийно строившийся до 1932 года. Эти машины эксплуатировались  до 1936 года, на них совершали сверхдальние перелеты и спасали челюскинцев.  После того, как ТБ-1 отслужил в ВВС, машины были переданы Аэрофлоту для перевозок грузов и пассажиров, так что, вполне объяснимо, почему эта боевая машина находится в музее гражданской авиации. Самолет, выставленный в Ульяновске, потерпел аварию в начале 40-х годов прошлого века на острове Диксон, обнаружен примерно через сорок лет, перевезен в Выборг, там отремонтирован, после чего занял место в музее.

Находятся здесь и самолёты, составлявшие основу гражданской авиации СССР в последние десятилетия XX века, многие из которых до сих пор остаются в строю: Ту-154М, Як-40, Як-42, Ил-62 - межконтинентальный самолет вместимостью 186 пассажиров с дальностью перелета более десяти тысяч километров, а также воздушное судно того же класса, но следующего поколения  - ИЛ-86.

Интерес к авиации растёт

Гордость музея – сверхзвуковой ТУ-144. Фото: АиФ / Павел ЕЛИЗАРОВ

Конечно, «жемчужиной» коллекции является Ту-144 - первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет. Экземпляр, представленный в музее - один из двух, что действительно перевозили пассажиров, обслуживая пассажирскую линию Москва - Алма-Ата. Всего было построено шестнадцать таких самолётов, но восьмимесячная эксплуатация двух из них показала нерентабельность сверхзвуковых пассажирских машин.

По сути, каждый представленный здесь самолёт  - целый этап развития российской авиации, имеет свою уникальную биографию, а девять экспонатов имеют статус памятников науки и техники.

Сейчас музей принадлежит Ульяновскому высшему авиационному училищу гражданской авиации, и здесь периодически проходят занятия курсантов. Однако в апреле прошлого года правительство Ульяновской области приняло решение о придании ему федерального статуса и передаче в ведение министерства культуры России. Однако сейчас этот процесс затормозился, и сами сотрудники музея полагают, что это даже во благо.  Они ставят вполне резонный вопрос: откуда у минкульта возьмется необходимая ремонтная база, необходимая для подержания самолётов в надлежащем состоянии? Сейчас руководство УВАУ ГА выделяет необходимые средства на содержание и развитие музея: только в этом году несколько самолётов удалось покрасить, а девять тяжёлых машин установить на бетонные площадки.

Вместе с ростом интереса к авиации увеличивается и количество посетителей. И уж вообще бесценной для привлечения туристов в Ульяновск коллекция музея станет, если реализуется амбициозный проект создания в нашем городе музея СССР. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах