90 лет назад, в октябре 1931 года в Ульяновске открылась краевая лётная школа Осоавиахима. Пока нет никаких заявлений, будет ли эта юбилейная дата отмечаться. Впрочем, пройдёт ещё десяток лет, и можно будет сразу праздновать 100-летний юбилей начала пути города к статусу авиационной столицы. Хотя, с другой стороны, срок действия свидетельства на товарный знак «Авиационная Столица России», где правообладателем признано правительство Ульяновской области, закончился ещё в марте прошлого года.
Как «становились на крыло»
Авиационная история нашего городка весьма интересна. Что там лётная школа Осоавиахима! Первый полёт аэроплана над Симбирском случился в 1910 году, причём, тоже в октябре. Моноплан «Анрио», пилотируемый графом Михаилом Фёдоровичем Сципио дель Кампо, поднялся с городского ипподрома, пролетел в сторону ближайшего леса, затем повернул к железнодорожному вокзалу и вернулся к месту взлёта. Правда, по пути в импровизированный ангар самолёт, по свидетельствам очевидцев, задел ворота крылом. Так что из Симбирска это чудо техники отправилось на железнодорожной платформе, поскольку в нашем городе на тот момент не было не было ни ремонтной базы, ни специалистов данного профиля.
Следующее заметное авиационное событие произошло здесь уже при советской власти, когда Ульяновск оказался на маршруте агитперелёта Москва – Н.Новгород – Казань – Ульяновск (Симбирск) – Самара – Саратов – Царицын и обратно. О визите гидросамолета «Юнкерс F-13» в наш город в июне 1924 года сохранился единственный источник - очерк руководителя этого перелета Николая Бабаева в сборнике «Кругосвет» за 1925 год. Итак, цельнометаллический «Юнкерс», рассчитанный на двух членов экипажа и четырех пассажиров появился над городом, поскольку наступил момент для открытия в Ульяновске региональной ячейки Oбщества друзей воздушного флота. Собственно, сколько бы заметного воздушного флота в СССР ещё не было. Об этом свидетельствует уже то, в небе над городом появился самолёт иностранного производства.
В Ульяновске есть все условия
И только после всех этих событий, 19 октября 1931 года, в Ульяновске была открыта краевая летная школа Осовиахим, а к ее открытию построен первый в городе аэродром – в районе Конно-Подгородной слободы в ближнем Засвияжье - там, где сейчас располагаются улицы Пушкарёва и Аблукова. В местной прессе ещё летом того года появились сообщения, что «17 августа прибыла в Ульяновск краевая авиационная школа гражданской авиации. Школа существует уже второй год и находилась до сих пор в Самаре. Из-за неимения в Самаре подходящего земельного участка для аэродрома школу решили перевести в Ульяновск, где имеются все условия…». Сообщалось также, что в школу будет приниматься молодёжь 1906-1911 годов рождения, в первую очередь, разумеется, представителей рабочего класса и трудового крестьянства. Впрочем, прибывший из Самары «ограниченный контингент» состоял всего из нескольких авиатехников и пилотов-инструкторов, так что основная часть подготовительной работы легла на плечи местных властей, партийной и комсомольской организаций. Решение о том, чтобы «взять шефство над школой и обеспечить ее комплектование за счет направления на учебу лучшей молодежи края» было тут же принято на собрании городского комсомольского актива.
Торжественное открытие школы было подробно описано в газете «Пролетарский путь» от 20 октября 1931 года: «С утра потянулись к Свияге колонны воинских частей, рабочих городских предприятий, общественных организаций и студентов техникумов. К 10 часам набережная Свияги и улица Ленина до отказа заполнены многотысячной демонстрацией. К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолётов. Стрекот моторов привлёк всеобщее внимание. Тысячи глаз впились в аэропланы. Плавно один за другим отрывались самолёты от земли, забирали высоту. С напряжённым вниманием следили все за фигурными показательными полётами». О том, насколько высоко тогдашние городские власти оценили открытие авиационной школы, свидетельствует тот факт, что новому учебному заведению были выделены одни из лучших зданий: в нынешнем помещении Музыкального училища на улице Гимова располагался штаб и учебная часть, а особняк промышленника Шатрова (ныне Дворец бракосочетания) отдали под общежитие для курсантов.
В августе 1933 года в Советской России впервые отмечался День авиации, и в Ульяновске он отмечался с особой торжественностью: на аэродроме состоялся митинг, массовое гуляние, а завершилось всё первым в истории города авиационным парадом. Кстати, к тому моменту краевая летная школа Осовиахима была уже не единственным в городе авиационным учебным заведением. В начале 1932 года в здании, где сейчас располагается Автомеханический техникум, был открыт Первый Всесоюзный авиатехникум Осовиахима, где начали готовить младших авиатехников ВВС РККА. Впрочем, в ноябре 1933 года оба учебных заведения объединили в одно, где готовили и пилотов, и авиатехников, и даже инструкторов-летчиков-парашютистов. Кстати, принимали в школу не только юношей, но и девушек.
Постепенно рос и авиапарк: сначала он состоял из учебных самолетов У-2 и Ут-1, но мотом к ним добавились и боевые машины - истребители И-5 и И-15, а также самолет-разведчик Р-5. В середине 30-х годов в Ульяновске появилось и первое авиационное производство: в созданных при школе мастерских появилась техническая база, позволяющая делать капитальный ремонт самолетов и двигателей.
«Чердаклинский колхозник»
Авиационный ажиотаж охватил тогда всех – не только городскую молодёжь, но и колхозное крестьянство. В августе 1933 года с инициативой выступили члены колхоза «Первенство» Ульяновского района, объявив сбор средств на постройку самолета «Родина Ильича». Идею поддержали и другие колхозы. В результате было построен, как минимум, три самолёта: «Родина Ленина», «Чердаклинский колхозник» и «Сурский колхозник» и другие. Впрочем, о том, какого типа были эти самолёты, и где они производились, история умалчивает.
Впрочем, и о том, что в Ульяновске существовала школа военных лётчиков, сейчас мало кто помнит. А между тем, в ней учились многие пилоты, которые впоследствии составили славу отечественной боевой авиации. Первым летчиком-ульяновцем, удостоенным звания Героя Советского Союза, был Николай Семенович Герасимов, выпускник школы 1933 года. Он отправился на гражданскую войну в Испанию, где командовал эскадрильей истребителей И-16, совершил там десятки боевых вылетов. Выпускником этой школы был и лётчик-истребитель Александр Горовец, который в одном воздушном бою над Курской Дугой сбил девять вражеских бомбардировщиков, но и сам погиб, возвращаясь на свой аэродром…
15 октября 1981 года в школе № 1 Новоульяновска был открыт единственный в области, да во всей стране музей истории Ульяновской объединённой школы пилотов и авиатехников Осоавиахима, созданный по инициативе учителя русского языка и литературы Елизаветы Романовны Морозовой. По её данным, 26 выпускников этой школы впоследствии стали Героями Советского Союза, и экспозиция, им посвящённая выставлена в зале «Люди легенд». И, возможно, это далеко не полные сведения, ведь только за годы Великой Отечественной войны школа выпустила 880 боевых летчиков, а за все время её существования было подготовлено несколько тысяч летчиков-истребителей, летчиков-штурмовиков, летчиков-инструкторов для аэроклубов, летчиков-парашютистов, авиатехников и авиамехаников.
Осенью 1945 года школа в связи с сокращением Вооруженных сил была расформирована, но свой след в истории Ульяновска она оставила задолго до утверждения города в статусе авиационной столицы.
Кстати
Статус «авиационной столицы» Ульяновску был присвоен в 2008 году, когда город имел уже одно из крупнейших предприятий российского авиастроения – «Авиастар-СП», уникальный Институт Гражданской Авиации имени маршала Бугаева, здесь же базировалась не менее уникальная авиакомпания «Волга-Днепр», которая занималась перевозкой крупногабаритных и сверхтяжелых грузов, было два аэропорта, и уникальный музей гражданской авиации под открытым небом.