Примерное время чтения: 9 минут
487

Покорители неба. С чего началась авиационная история Ульяновска

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ - Ульяновск 41 13/10/2021
Ульяновская летная школа. 1-ый выпуск инструкторов-летчиков, 1934 год.
Ульяновская летная школа. 1-ый выпуск инструкторов-летчиков, 1934 год. / Музей новоульяновской школы №1. / Из архива

90 лет назад, в октябре 1931 года в Ульяновске открылась краевая лётная школа Осоавиахима. Пока нет никаких заявлений, будет ли эта юбилейная дата отмечаться. Впрочем, пройдёт ещё десяток лет, и можно будет сразу праздновать 100-летний юбилей начала пути города к статусу авиационной столицы. Хотя, с другой стороны, срок действия свидетельства на товарный знак «Авиационная Столица России», где правообладателем признано правительство Ульяновской области, закончился ещё в марте прошлого года.

Как «становились на крыло»

Авиационная история нашего городка весьма интересна. Что там лётная школа Осоавиахима! Первый полёт аэроплана над Симбирском случился в 1910 году, причём, тоже в октябре.  Моноплан «Анрио», пилотируемый графом Михаилом Фёдоровичем Сципио дель Кампо, поднялся с городского ипподрома, пролетел в сторону ближайшего леса, затем повернул к железнодорожному вокзалу и вернулся к месту взлёта. Правда, по пути в импровизированный ангар самолёт, по свидетельствам очевидцев, задел ворота крылом. Так что из Симбирска это чудо техники отправилось на железнодорожной платформе, поскольку в нашем городе на тот момент не было не было ни ремонтной базы, ни специалистов данного профиля. 

Фото: Из архива

Следующее заметное авиационное событие произошло здесь уже при советской власти, когда Ульяновск оказался на маршруте агитперелёта Москва – Н.Новгород – Казань – Ульяновск (Симбирск) – Самара – Саратов – Царицын и обратно.  О визите гидросамолета «Юнкерс F-13» в наш город в июне 1924 года сохранился единственный источник -  очерк руководителя этого перелета Николая Бабаева в сборнике «Кругосвет» за 1925 год. Итак, цельнометаллический «Юнкерс», рассчитанный на двух членов экипажа и четырех пассажиров появился над городом, поскольку наступил момент для открытия в Ульяновске региональной ячейки Oбщества друзей воздушного флота. Собственно, сколько бы заметного воздушного флота в СССР ещё не было. Об этом свидетельствует уже то, в небе над городом появился самолёт иностранного производства.

Но в стране уже открывались авиационные училища, в школах начинали работать авиамодельные кружки, а лозунги и призывы «Молодежь на самолет!» звучали повсеместно. В Ульяновске «Юнкерс» находился около недели, и все эти дни по вечерам он совершал прогулочные полёты, так что именно тогда несколько десятков ульяновцев стали первыми местными авиапассажирами. Многих не смутила высокая стоимость билета – 10 рублей, если учесть, что эта сумма составляла тогда примерно четверть среднемесячной зарплаты рабочего. Николай Бабаев так описывал эти события: «Летают все: и рабочие, и красноармейцы, и крестьяне, и пионеры. Блестят глазенки у пионера. Он сегодня герой – получил воздушное крещение. Сколько рассказов, вопросов! Как, не страшно? Дух не захватывает?». Всего со 2 по 8 июня было совершено 72 полета обшей продолжительностью 11 часов 32 мин. Подобные события происходили и в последующие годы. Одно из них даже зафиксировано на живописном полотне известного художника Ивана Гурьева, который тогда жил в Ульяновске и руководил изостудией «Красная звезда». Картина так и называется – «Встреча гидроплана в Ульяновске в 1927 году». На ней изображён точно такой же «Юнкерс F-13» и торжественно встречающая его толпа горожан.

В Ульяновске есть все условия

И только после всех этих событий, 19 октября 1931 года, в Ульяновске была открыта краевая летная школа Осовиахим, а к ее открытию построен первый в городе аэродром – в районе Конно-Подгородной слободы в ближнем Засвияжье - там, где сейчас располагаются улицы Пушкарёва и Аблукова. В местной прессе ещё летом того года появились сообщения, что «17 августа прибыла в Ульяновск краевая авиационная школа гражданской авиации. Школа существует уже второй год и находилась до сих пор в Самаре. Из-за неимения в Самаре подходящего земельного участка для аэродрома школу решили перевести в Ульяновск, где имеются все условия…». Сообщалось также, что в школу будет приниматься молодёжь 1906-1911 годов рождения, в первую очередь, разумеется, представителей рабочего класса и трудового крестьянства.  Впрочем, прибывший из Самары «ограниченный контингент» состоял всего из нескольких авиатехников и пилотов-инструкторов, так что основная часть подготовительной работы легла на плечи местных властей, партийной и комсомольской организаций. Решение о том, чтобы «взять шефство над школой и обеспечить ее комплектование за счет направления на учебу лучшей молодежи края» было тут же принято на собрании городского комсомольского актива.

Торжественное открытие школы было подробно описано в газете «Пролетарский путь» от 20 октября 1931 года: «С утра потянулись к Свияге колонны воинских частей, рабочих городских предприятий, общественных организаций и студентов техникумов. К 10 часам набережная Свияги и улица Ленина до отказа заполнены многотысячной демонстрацией. К 11 часам аэродром заполняется демонстрантами. Против них шеренга самолётов. Стрекот моторов привлёк всеобщее внимание. Тысячи глаз впились в аэропланы. Плавно один за другим отрывались самолёты от земли, забирали высоту. С напряжённым вниманием следили все за фигурными показательными полётами». О том, насколько высоко тогдашние городские власти оценили открытие авиационной школы, свидетельствует тот факт, что новому учебному заведению были выделены одни из лучших зданий: в нынешнем помещении Музыкального училища на улице Гимова располагался штаб и учебная часть, а особняк промышленника Шатрова (ныне Дворец бракосочетания) отдали под общежитие для курсантов.

В августе 1933 года в Советской России впервые отмечался День авиации, и в Ульяновске он отмечался с особой торжественностью: на аэродроме состоялся митинг, массовое гуляние, а завершилось всё первым в истории города авиационным парадом. Кстати, к тому моменту краевая летная школа Осовиахима была уже не единственным в городе авиационным учебным заведением. В начале 1932 года в здании, где сейчас располагается Автомеханический техникум, был открыт Первый Всесоюзный авиатехникум Осовиахима, где начали готовить младших авиатехников ВВС РККА. Впрочем, в ноябре 1933 года оба учебных заведения объединили в одно, где готовили и пилотов, и авиатехников, и даже инструкторов-летчиков-парашютистов. Кстати, принимали в школу не только юношей, но и девушек.

Постепенно рос и авиапарк: сначала он состоял из учебных самолетов У-2 и Ут-1, но мотом к ним добавились и боевые машины - истребители И-5 и И-15, а также самолет-разведчик Р-5. В середине 30-х годов в Ульяновске появилось и первое авиационное производство: в созданных при школе мастерских появилась техническая база, позволяющая делать капитальный ремонт самолетов и двигателей.

«Чердаклинский колхозник»

Авиационный ажиотаж охватил тогда всех – не только городскую молодёжь, но и колхозное крестьянство. В августе 1933 года с инициативой выступили члены колхоза «Первенство» Ульяновского района, объявив сбор средств на постройку самолета «Родина Ильича». Идею поддержали и другие колхозы. В результате было построен, как минимум, три самолёта: «Родина Ленина», «Чердаклинский колхозник» и «Сурский колхозник» и другие. Впрочем, о том, какого типа были эти самолёты, и где они производились, история умалчивает.

Впрочем, и о том, что в Ульяновске существовала школа военных лётчиков, сейчас мало кто помнит.  А между тем, в ней учились многие пилоты, которые впоследствии составили славу отечественной боевой авиации. Первым летчиком-ульяновцем, удостоенным звания Героя Советского Союза, был Николай Семенович Герасимов, выпускник школы 1933 года. Он отправился на гражданскую войну в Испанию, где командовал эскадрильей истребителей И-16, совершил там десятки боевых вылетов. Выпускником этой школы был и лётчик-истребитель Александр Горовец, который в одном воздушном бою над Курской Дугой сбил девять вражеских бомбардировщиков, но и сам погиб, возвращаясь на свой аэродром…

15 октября 1981 года в школе № 1 Новоульяновска был открыт единственный в области, да во всей стране музей истории Ульяновской объединённой школы пилотов и авиатехников Осоавиахима, созданный по инициативе учителя русского языка и литературы Елизаветы Романовны Морозовой. По её данным, 26 выпускников этой школы впоследствии стали Героями Советского Союза, и экспозиция, им посвящённая выставлена в зале «Люди легенд». И, возможно, это далеко не полные сведения, ведь только за годы Великой Отечественной войны школа выпустила 880 боевых летчиков, а за все время её существования было подготовлено несколько тысяч летчиков-истребителей, летчиков-штурмовиков, летчиков-инструкторов для аэроклубов, летчиков-парашютистов, авиатехников и авиамехаников.

Осенью 1945 года школа в связи с сокращением Вооруженных сил была расформирована, но свой след в истории Ульяновска она оставила задолго до утверждения города в статусе авиационной столицы.

Кстати

Статус «авиационной столицы» Ульяновску был присвоен в 2008 году, когда город имел уже одно из крупнейших предприятий российского авиастроения – «Авиастар-СП», уникальный Институт Гражданской Авиации имени маршала Бугаева, здесь же базировалась не менее уникальная авиакомпания «Волга-Днепр», которая занималась перевозкой крупногабаритных и сверхтяжелых грузов, было два аэропорта, и уникальный музей гражданской авиации под открытым небом.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах