Мы недавно писали, как задуманные перемены в здравоохранении помогут решить три вопроса: кадрового дефицита, обеспечения учреждений высокотехнологичным оборудованием и возможности участия в нацпроектах. Сегодня мы продолжим эту тему, которую комментирует наш постоянный эксперт, доктор политических наук, профессор, председатель экспертного совета общественного фонда РАПИР Нина Дергунова.
Нужно оборудование как у частников
Во-первых, наш эксперт Нина Владимировна Дергунова приводит сравнительные оценки деятельности государственных и частных (платных) ЛПУ (поликлиник и больниц) по пяти параметрам на основе опроса жителей области.
Критерии сравнения |
Государственная поликлиника |
Частная клиника |
Порядок и чистота |
3,67 |
4,74 |
Отношение персонала |
3,08 |
4,56 |
Организация записи на приём |
2,91 |
4,67 |
Удовлетворённость полученной |
2,8 |
4,47 |
Наличие диагностической и другой медицинской |
2,48 |
4,48 |
Средний балл |
2,98 |
4,61 |
По всем пяти параметрам частные клиники оцениваются респондентами, которые пользовались их услугами, выше на 1,5–2 балла. Сравнение стационаров показало чуть меньшее расхождение – в пределах 1,5 балла.
Такая ситуация говорит о том, что граждане, которые обращаются в государственные поликлиники за медицинской помощью, нередко остаются не удовлетворены по целому ряду причин. В первую очередь необходимо обеспечение диагностической и другой медицинской аппаратурой, поскольку по этому показателю балл гораздо ниже других – 2,48. Государственная поликлиника является наименее предпочтительным медицинским учреждением у пациентов, которые желают получить качественную медицинскую помощь.
Высоко оценивая качество предоставления медицинских услуг в платных ЛПУ, население тем не менее считает, что в условиях невысокой оплаты труда данная модель не отвечает запросам населения.
Неравенство результатов печалит
Во-вторых, профессор считает, что, так как большинство врачей работает в платных ЛПУ, в сознании населения отсутствует понятная и соответствующая его интересам модель здравоохранения. Жители области, нуждающиеся в помощи государства в области здравоохранения, фактически раздавлены неравенством результатов в возможности получения качественных медицинских услуг.

Подавляющее большинство опрошенных граждан отмечает, что скорая медицинская помощь (82%) и высокотехнологичная специализированная медицинская помощь (74%) должны полностью финансироваться государством. Отношение к государственной профилактической медпомощи явно занижено (57%).
«В реальности современное здравоохранение финансируется из следующих основных источников: налогообложение (общее или специальное), взносы в фонды социального страхования, добровольная покупка частного страхования, личные средства граждан, – утверждает наш эксперт. – Результат – смешанная экономика здравоохранения. По данным ГД РФ, после 2012 года основными источниками формирования доходов бюджетов ТФ ОМС являются средства из бюджета ФФ ОМС в форме субвенций (61,5%) на территориальную программу ОМС и региональную программу модернизации (22%). Средства регионов составили 10,5%. Для сравнения: в Германии медицина финансируется также из нескольких источников: ОМС – 60%, ДМС – 10%, госбюджет – 15%, личные средства – 15%».
Врачи перейдут к коммерсантам?
В нормативных документах РФ не определено соотношение государственной и частной систем предоставления медицинских услуг, что ведет к неконтролируемому развитию частного сектора и уменьшению возможности населения получать бесплатные медицинские услуги.
Получается, считает Дергунова вместе со своими респондентами, что решением об объединении ЛПУ минздрав решает несколько вопросов: укрупнение позволяет войти в национальный проект по линии закупок медицинского и диагностического оборудования. Однако уверенности, что его хватит на каждое территориальное подразделение, нет. Пациентам придется перемещаться между медицинскими подразделениями, чтобы воспользоваться данным оборудованием, в результате доступность данного оборудования будет затруднена.
Организационно легче будет манипулировать кадрами специалистов, особенно узких, которые ранее относились к разным поликлиникам как юридическим лицам. Теперь они в составе объединенных ЛПУ как одного юридического лица будут осуществлять приём во всех территориальных отделениях. Для людей принципиальных улучшений не ожидается: количество специалистов не увеличится; переезды, перемещения между структурными подразделениями могут даже возрасти; качество обслуживания, скорее всего, останется на том же уровне.
Часть специалистов, недовольная изменением условий труда, может перейти на работу в частную медицину. Скорее всего, данная реформа свидетельствует о тупике в развитии либеральной модели здравоохранения, ведущей к резкому уменьшению государственных ЛПУ и росту частной медицины.