123

Спасти шедевр. Неужели художественный музей готовится к открытию?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. АиФ - Ульяновск 3 20/01/2021
Светлана ЧЕРНЫШОВА / АиФ

Более двух лет прошло с того момента, как областной художественный музей закрыл свои двери для ценителей прекрасного: в здании на Новом Венце начался капитальный ремонт. А ведь, действительно, давно пора было - ещё в 2001 году региональная пресса пестрела заметками о катастрофическом состоянии одного из самых узнаваемых зданий города. Построенное в 1916 году по проекту известного симбирского архитектора Августа Шодэ в начале нового века оно выглядело роскошно разве что на открытках. В реальности - текущие стены, дырявая крыша, искрящаяся проводка и отчаявшиеся сотрудники, вынужденные спасать бесценные шедевры от влаги, плесени и огня. Доходило до того, что произведения великих мастеров ради их же безопасности снимались со стен и раскладывались на полу - вот бы их авторы удивились.

Не такой уж и капитальный

Шли годы, а ситуация если и менялась, то только в худшую сторону. Своих средств на ремонт у музея не было, в бюджете денег не находилось тоже - удивительное дело для города, позиционирующего себя в качестве культурной столицы. Словом, когда под занавес 2018 года было объявлено о закрытии художественного на ремонт, горожане отнеслись к этому с пониманием. С этого момента о том, что происходит на втором этаже старинного здания (на первом находится краеведческий музей), широкой общественности не было известно ровным счётом ничего. Во всяком случае, до недавнего времени – в канун нового, 2021 года «АиФ» получили информацию (правда, неофициальную), что музей откроется чуть ли не со дня на день.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА
Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

Честно говоря, на здание, только что пережившее капитальный ремонт, творение Шодэ сегодня похоже мало – облупившийся фасад, разрушенная лепнина, на балконах следы протечек. Тем не менее ремонт состоялся: 17 млн рублей из областного бюджета пошло на капитальный (им занимался краеведческий музей, на балансе которого находится здание), ещё 3 млн получил художественный - на реставрацию залов.

Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА
Фото: АиФ/ Светлана ЧЕРНЫШОВА

«Капитальный ремонт в здании вёлся с зимы позапрошлого года, - рассказывает директор краеведческого музея Юлия Володина. – В результате мы полностью сделали крышу, заменили два фонаря на втором этаже (один над парадной лестницей, второй - в выставочном зале художественного музея), сделали все примыкания к ним и лепнину, установили подсветку. Прошлой весной работы были окончены, во время летних ливней крыша не протекала».

Руководитель учреждения также поведала, что по результатам обследования, проведённого в 2020 году, состояние здание было признано удовлетворительным.

Концепция новая  - проблемы старые

Точная дата открытия ещё не определена. По словам заместителя директора по развитию художественного музея Анны Маркеш Карвалейру, долгожданное событие произойдёт в феврале.

«На выделенные средства мы провели в выставочных залах косметический ремонт – отреставрировали отделку, покрасили стены, привели в порядок балюстрады, - сообщила замдиректора. - Всех секретов экспозиционных решений мы не раскрываем – хотим сделать сюрприз. Единственное, что могу сообщить: за основу построения экспозиции мы взяли научно-исследовательскую проблему коллекционирования в Симбирском крае, а не историко-хронологический метод, как было раньше».

Казалось бы, музей возвращается к жизни. Но это только на первый взгляд. Люди, погружённые в проблему глубже, считают – залатать дырки в потолке ещё не значит спасти историческое здание и его бесценное содержимое.

«Здание серьёзно повреждено, в этом нет никаких сомнений, - говорит краевед Сергей Петров. - Подвал музея неоднократно затапливался, а из-за естественного движения почв у здания даже «отъезжало» крыльцо. Огромный ущерб нанесло и строительство Троицкого собора, начинавшееся в двух шагах от музея, – когда стали забивать сваи, повреждения получили все станинные здания, находящиеся поблизости. Чтобы спасти шедевр архитектуры, оба музея нужно эвакуировать, а здание тщательно обследовать. Причём заниматься этим должны хорошие специалисты (например, петербургские реставраторы), а не те, что подешевле. Но чтобы проводить эвакуацию, у музея должны быть соответствующие фондохранилища, а с этим проблема».

В перспективе же, считает учёный, этот уникальный музей должен расширяться, осваивая новые площади и площадки. Вариантов масса, среди них - пространство, которое сейчас занимает готовящийся к переезду завод «Контактор», и здание бывшего суворовского училища. Решать такие вопросы, по мнению краеведа, следует на уровне Законодательного собрании области.

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах