Более двух лет прошло с того момента, как областной художественный музей закрыл свои двери для ценителей прекрасного: в здании на Новом Венце начался капитальный ремонт. А ведь, действительно, давно пора было - ещё в 2001 году региональная пресса пестрела заметками о катастрофическом состоянии одного из самых узнаваемых зданий города. Построенное в 1916 году по проекту известного симбирского архитектора Августа Шодэ в начале нового века оно выглядело роскошно разве что на открытках. В реальности - текущие стены, дырявая крыша, искрящаяся проводка и отчаявшиеся сотрудники, вынужденные спасать бесценные шедевры от влаги, плесени и огня. Доходило до того, что произведения великих мастеров ради их же безопасности снимались со стен и раскладывались на полу - вот бы их авторы удивились.
Не такой уж и капитальный
Шли годы, а ситуация если и менялась, то только в худшую сторону. Своих средств на ремонт у музея не было, в бюджете денег не находилось тоже - удивительное дело для города, позиционирующего себя в качестве культурной столицы. Словом, когда под занавес 2018 года было объявлено о закрытии художественного на ремонт, горожане отнеслись к этому с пониманием. С этого момента о том, что происходит на втором этаже старинного здания (на первом находится краеведческий музей), широкой общественности не было известно ровным счётом ничего. Во всяком случае, до недавнего времени – в канун нового, 2021 года «АиФ» получили информацию (правда, неофициальную), что музей откроется чуть ли не со дня на день.
Честно говоря, на здание, только что пережившее капитальный ремонт, творение Шодэ сегодня похоже мало – облупившийся фасад, разрушенная лепнина, на балконах следы протечек. Тем не менее ремонт состоялся: 17 млн рублей из областного бюджета пошло на капитальный (им занимался краеведческий музей, на балансе которого находится здание), ещё 3 млн получил художественный - на реставрацию залов.
«Капитальный ремонт в здании вёлся с зимы позапрошлого года, - рассказывает директор краеведческого музея Юлия Володина. – В результате мы полностью сделали крышу, заменили два фонаря на втором этаже (один над парадной лестницей, второй - в выставочном зале художественного музея), сделали все примыкания к ним и лепнину, установили подсветку. Прошлой весной работы были окончены, во время летних ливней крыша не протекала».
Руководитель учреждения также поведала, что по результатам обследования, проведённого в 2020 году, состояние здание было признано удовлетворительным.
Концепция новая - проблемы старые
Точная дата открытия ещё не определена. По словам заместителя директора по развитию художественного музея Анны Маркеш Карвалейру, долгожданное событие произойдёт в феврале.
«На выделенные средства мы провели в выставочных залах косметический ремонт – отреставрировали отделку, покрасили стены, привели в порядок балюстрады, - сообщила замдиректора. - Всех секретов экспозиционных решений мы не раскрываем – хотим сделать сюрприз. Единственное, что могу сообщить: за основу построения экспозиции мы взяли научно-исследовательскую проблему коллекционирования в Симбирском крае, а не историко-хронологический метод, как было раньше».
Казалось бы, музей возвращается к жизни. Но это только на первый взгляд. Люди, погружённые в проблему глубже, считают – залатать дырки в потолке ещё не значит спасти историческое здание и его бесценное содержимое.
«Здание серьёзно повреждено, в этом нет никаких сомнений, - говорит краевед Сергей Петров. - Подвал музея неоднократно затапливался, а из-за естественного движения почв у здания даже «отъезжало» крыльцо. Огромный ущерб нанесло и строительство Троицкого собора, начинавшееся в двух шагах от музея, – когда стали забивать сваи, повреждения получили все станинные здания, находящиеся поблизости. Чтобы спасти шедевр архитектуры, оба музея нужно эвакуировать, а здание тщательно обследовать. Причём заниматься этим должны хорошие специалисты (например, петербургские реставраторы), а не те, что подешевле. Но чтобы проводить эвакуацию, у музея должны быть соответствующие фондохранилища, а с этим проблема».
В перспективе же, считает учёный, этот уникальный музей должен расширяться, осваивая новые площади и площадки. Вариантов масса, среди них - пространство, которое сейчас занимает готовящийся к переезду завод «Контактор», и здание бывшего суворовского училища. Решать такие вопросы, по мнению краеведа, следует на уровне Законодательного собрании области.