aif.ru counter
72

Главный герой ‒ оркестр. В Ульяновске прошёл фестиваль «Мир, эпоха, имена»

Наши снова «сыграли» с Канадой. Завершился 57-й музыкальный фестиваль «Мир, эпоха, имена». Значительную часть программы вытянул на своих плечах Ульяновский государственный академический симфонический оркестр.

Они из джаза: Лариса Долина и «танцующий дирижёр» Фабио Мастранджело
Они из джаза: Лариса Долина и «танцующий дирижёр» Фабио Мастранджело © / Сергей Семагин / АиФ

Музыка больше, чем работа

Все дирижёры и солисты, которые за этот месяц работали с оркестром, высоко отзывались о нём. Коллектив начал демонстрировать качественный рост уже после начала сезона, и это было слышно, а стало совсем очевидным во время исполнения 1-й симфонии Малера в начале февраля. Возможно, сработал приток «свежей крови»: в оркестр приняли группу сильных музыкантов, его возглавил молодой художественный руководитель, дирижёр из Питера Илья Дербилов. Музыка приобрела дополнительную глубину, точность, эмоциональность, разнообразие оттенков.

Мир, эпоха, имена
Романтик рояля Каспарас Уинскас. Фото: АиФ/ Сергей Семагин

С другой стороны, качество оркестра проверяется на симфонических шлягерах. Взять те же музыкальные иллюстрации Свиридова к пушкинской «Метели», которые исполнялись на заключительном концерте фестиваля. «Вальс» из этой сюиты звучит в том или ином эфире каждый день, и музыканту легко впасть в опасную самоуверенность, что его можно сыграть хоть «левой ногой». Но нет, под управлением народного артиста СССР Владислава Чернушенко ульяновский симфонический исполнил «Метель» на удивительном творческом подъёме. Важно, когда для музыкантов их музыка – больше, чем просто работа. Зрители наверняка запомнят этот концерт с участием Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, составленный целиком из музыки Свиридова, включая кантату «Курские песни» (солистка с красивейшим меццо-сопрано – Дарья Лейбова) и «Поэму памяти Сергея Есенина» (солист – Олег Трофимов, про которого пишут, что он «обладатель удивительного для тенорового диапазона объёма и силы звучания»).

Любви все возрасты…

Прекрасно показал себя оркестр в качестве аккомпанирующего состава при исполнении концертного варианта оперы Чайковского «Евгений Онегин». Иногородняя коллега написала, что иногда инструменты заглушали солистов, но, на мой вкус, оркестр звучал точно, деликатно, проникновенно (за дирижёрским пультом был Илья Дербилов), в полной мере передав утончённое, насыщенное, трагедийное композиторское письмо Чайковского. Знаменитые арии Ленского «Я люблю вас, Ольга…» и Гремина «Любви все возрасты покорны» у всех на слуху, кроме них, пожалуй, столь же мелодически ярких арий в опере нет, зато есть гармонически насыщенная оркестровка, отражающая тревожное настроение «лишнего человека» Онегина с его незадачливой любовью. В концерте были задействованы оперные артисты из разных театров страны, но большую часть лавров следовало бы, пожалуй, отдать солистке Московского театра «Новая опера» Елизавете Соиной (партия Татьяны).

Мир, эпоха, имена
Аллан Гиллилэнд с номером «АиФ», где опубликовано интервью с ним. Фото: АиФ/ Сергей Семагин

Концерт из произведений современного канадского композитора Аллана Гиллилэнда оправдал все ожидания. Оркестр и здесь оказался на высоте. Сам композитор специально приехал на концерт и был настолько воодушевлён, что пообещал написать что-нибудь специально для УГАСО. В музыке Гиллилэнда нет ничего запредельного, авангардного, её можно запросто представить в качестве саундтрека для дорогого голливудского кино. Слушатели, однако, теплее всего приняли его «демократичный» джазовый концерт для кларнета с оркестром (солист – блестящий кларнетист Виктор Иршаи), первую часть концерта даже пришлось сыграть на бис.

Вечер с певицей Ларисой Долиной был объявлен как «Вечер со звездой». Это была редкая возможность услышать не очередную «погоду в доме», а качественный джаз. Программа концерта была составлена как из джазовых стандартов, так и из менее известных произведений западных авторов. Голос у Долиной всё ещё в превосходной форме, хотя английское произношение со времён фильма «Мы из джаза» осталось неидеальным. Оно хоть и не режет ухо, но некоторые молодые из шоу «Голос» и даже «Голос. Дети» сегодня поют вообще без акцента.

Три звезды

Другой звездой этого вечера был дирижёр Фабио Мастранджело. Свои 53 года он считает расцветом для дирижёра, его энтузиазма и здоровья хватает, чтобы руководить театром «Мюзик-холл», пятью оркестрами по всей стране и двумя фестивалями. Как такое возможно? «Надо мало спать и много летать, слава богу, у меня много энергии и желания», – отвечает маэстро и жалеет только о том, что успеет сыграть не всю музыку, которую любит. Когда Фабио перед оркестром, смотреть на него – одно удовольствие. Его итальянский темперамент делает его буквально танцующим дирижёром, даже его ритмичные движения плечами грациозны. Но в тот вечер он показал себя и поющим дирижёром: в одном из номеров он спел с Долиной, оказавшись обладателем очень приятного тенора. Третьей звездой стал молодой питерский пианист Станислав Чигадаев, который сыграл с оркестром очень лёгкую и узнаваемую джазовую сюиту Александра Цфасмана, которого Фабио назвал «нашим Гершвином». Вся программа (кстати посвящённая Гершвину) получалась настолько органичной, что Мастранджело хочет проехать с ней по России.

Самым популярным концертом фестиваля оказался праздничный вечер 8 Марта с солистом Альбертом Жалиловым, победителем ТВ-шоу «Живой звук». Он исполнял популярную советскую и западную эстрадную классику, итальянское бельканто. Наш народ любит баритонов, и эту нишу, которую в разное время освободили Магомаев, Хиль и Кобзон, начали заполнять молодые и честолюбивые певцы, которых телезрители выводят в победители разных шоу. Видимо, Жалилов из этой когорты, но до Хворостовского (которого нам посчастливилось слышать на этом же фестивале) ему пока далеко. «Куплеты тореадора» Бизе в начале концерта он, прямо скажем, провалил, видимо, из-за волнения, хотя потом взял себя в руки. Впрочем, судя по тому, как он «спрямляет», упрощает музыкальные фразы со сложными интервалами (или ленится, или не владеет техникой, или не помнит оригинальной мелодии), в когорту первоклассных певцов его записывать рано.

Для избранных

Программа камерных концертов получилась традиционно сильной. Казалось бы, что нового можно открыть в «Лунной сонате» Бетховена? Но литовский пианист Каспарас Уинскас привнёс в неё свою уникальную манеру: вкрадчивую, проникновенную, романтичную. Его музыка звучит так, словно она отражена от недвижной поверхности озера, залитого лунным светом в летнюю ночь. Запомнился питерский альтист Алексей Людевиг – не только своей мефистофелевской внешностью, но и сочным звуком своего альта 17 века. Камерный концерт – отличная возможность познакомиться с чем-то новым. В тот вечер новой для меня была соната композитора 18 века Пьетро Нардини в исполнении Людевига и камерного состава УГАСО (прекрасный состав, между прочим), а также весь репертуар, который представил французский гитарист Филипп Муратоглу, включая этюд авангардиста Артура Кампелы, где гитара используется как перкуссия.

Мир, эпоха, имена
Команда «Евгения Онегина». Фото: АиФ

В Ульяновске любят орган. На обоих органных концертах – Штефана Киссинга из Германии и Илоны Биргеле из Литвы – лютеранская кирха была полна (может быть, потому что филармонический орган давно уже молчит). Орган в кирхе небольшой и не концертный, органист сидит не перед публикой, а над ней и сзади, поэтому зрители видят его в видеопроекции на стене. Но эта странность окупается великолепной акустикой кирхи. Во время концерта Киссинга очень мешал большой плазменный экран с меняющейся рекламой концертов: это мельтешение сильно отвлекало от Баха.

Организаторы фестиваля уделили заметное внимание технической стороне концертов. Звукорежиссёры неплохо справлялись с коварным Большим залом мемцентра, балансируя звук акустических и электрических инструментов (неудача случилась только на концерте Долиной, когда в колонки дважды пошёл низкочастотный гул). Работа осветителей стала более уместной и предсказуемой. Видеоряд на заднике сцены не раздражал.

В этот раз больше огорчали зрители. Для многих из них факт присутствия на концерте почему-то важнее содержания, поэтому они приходят, чтобы посидеть в фейсбуке и чтобы сама Долина работала фоном для интернет-мессенджера. Люди со светящимися в темноте экранами в руках не только демонстрируют болезненную зависимость от смартфонов, требующую срочного детокса, но и отвлекают других людей, которые приходят послушать музыку, а не созерцать бесконечные селфи-сессии во время исполнения. С этим надо что-то делать.

Кстати
Программа следующего, 58-го, фестиваля уже свёрстана. В частности, ульяновцы услышат концертный вариант оперы Пуччини «Тоска», Русский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнёва, джазовый ансамбль Вадима Эйленкрига, группу «Кватро».




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
На какие недостатки в нашем городе вы готовы закрыть глаза?
Самое интересное в регионах
Роскачество