Кому интересна местная литература?
В прошлом номере нашей газеты мы анонсировали информационно-аналитический проект «Именем культуры», в рамках которого должна прозвучать конструктивная критика и конкретные предложения по региональной политике в области культуры. И вот серьезный повод для размышлений дало состоявшееся в минувшую субботу заседание Совета по книгоизданию и продвижению чтения.
Совет поделили…
Открыв его, губернатор Сергей Морозов поздравил «мастеров пера» со всемирным Днем писателя, заявил, что поддержка творческих работников – «политическое желание власти» и его личная позиция, кратко подвел итоги шестилетней деятельности Совета и внес предложения по усовершенствованию порядка его работы.
Итак, за последние шесть лет по рекомендации Совета в области было издано более ста книг различных ульяновских авторов. Однако Сергей Морозов отметил, что в этом году на книгоиздание планируется направить рекордную сумму – 21 миллион рублей, и необходимо более тщательно, грамотно и эффективно тратить «бюджетные средства, которые будут в ближайшие годы привлечены в отрасль» и выстраивать более системную работу Совета.
Итак, губернатор предложил новый формат работы Совета по книгоизданию - по секциям, за каждой из которых будет закреплена некоммерческая организация, заключающая договор с Министерством искусства и культурной политики на издание конкретной книги.
Были даже названы руководители секций, от которых отныне будет зависеть распределение «книжных грантов». Руководство секцией мемориальной и военно-патриотической литературы было поручено директору Центра патриотического воспитания Владимиру Витрянюку, секцию художественной литературы возглавит председатель ульяновского регионального отделения Союза писателей Ольга Шейпак,
секцией научно-исследовательской литературы займется вплотную декан филологического факультета УлГПУ Сергей Шаврыгин, а «искусствоведческой литературой», под которой подразумеваются альбомы местных живописцев и музейных коллекций, будут отныне ведать председатель регионального отделения Союза художников Аркадий Егуткин и заместитель директора ульяновского художественного музея Луиза Баюре.
Есть ли защита от графомана?
На включение в план книгоиздания текущего года накануне заседания Совета было подано 102 заявки, и в зале собрались многие авторы, которые явно рассчитывали на то, что здесь и сейчас состоится голосование по каждому пункту. Не тут-то было! Заседание продолжалось около трех часов и было целиком посвящено «вопросам теории»…
Впрочем, может быть, это и к лучшему. Как заявил выступивший на заседании один из старейших ульяновских литераторов Николай Полотнянко, писателей не может быть много! По его словам, сейчас, когда общество стало более открытым, писателем себя может назвать каждый, однако многие местные члены Союза писателей должны понимать, что никакие они не писатели, а всего лишь члены общественной организации.
И то, что сейчас решение о публикации будет приниматься по секциям, ничего принципиально не меняет. При всем обилии пишущих людей в Ульяновске практически нет авторитетной литературной критики, так что, скорее всего, члены Союза писателей просто выстроятся в «живую очередь» на публикацию, и будет издаваться все – даже то, что кроме автора никому не интересно. Так что, если и привлекать экспертов, то не из местной литературной среды. Конечно, приглашать для этой цели литературных критиков российского масштаба – дело затратное, но только так в нынешней ситуации можно добиться непредвзятого отбора действительно качественной литературы. И не беда, если окажется, что из нашего многочисленного «писательского» сообщества публикаций удостоятся лишь единицы. Уровень литературы оценивается не числом изданных книг, а их художественной ценностью и писательским мастерством их авторов. Сергей Морозов, кстати, на заседании сам припомнил, что не раз сталкивался со случаями, когда автор, которому дали деньги на издание книги, потом начинает требовать, чтобы власть обеспечила ее закупку для школ и библиотек, а потом еще и оплатили ему участие в читательских конференциях.
Конечно, писать никому не запретишь, и это даже замечательно, что в Ульяновске немало любительских литературных объединений… Но можно провести параллель с другой сферой: существует лечебная физкультура и спорт высоких достижений – первое доступно даже людям, страдающим параличом, а для второго нужны и здоровье, и природные способности, и постоянное совершенствование своего мастерства. Кто сказал, что в литературе должно быть иначе?
Отделить профессионализм от любительщины
Что касается «искусствоведческой секции», то здесь также следует понимать, что искусство – это не только живопись. Да, и в Ульяновске, и в Димитровграде немало действительно талантливых художников. Однако в Ульяновске есть музыканты, фотохудожники, чье творчество также достойно популяризации. И они, что называется, выпали из обоймы, поскольку решения будут принимать, состоящие в секции художники и музейные работники, а расширения состава совета, по информации из регионального министерства культуры, пока не планируется.
Вероятно, новый принцип работы Совета более совершенен, чем существовавший до последнего времени, однако возникает еще один вопрос, который на заседании почему-то не поднимался: как будут распределяться средства между секциями? Если его не продумать заранее, то будет главенствовать принцип снабженцев советских времен: проси больше, чем надо – дадут как раз, сколько требуется.
Но главной проблемой все-таки является то, что большинство членов секций – люди заинтересованные, хотя бы потому, что прекрасно знакомы со своими коллегами, писателями и художниками. А бюджета на всех не хватит, и к ним же будут возникать претензии – почему этому дали возможность для публикации, а другому не дали. Так что, и с этой точки зрения, куда разумнее было бы положиться на мнение авторитетных «варягов», которые, к тому же, имеют ресурсы для продвижения произведений местных творческих деятелей во всероссийском масштабе.
Так что Министерству искусства и культурной политики еще есть, над чем задуматься…