aif.ru counter
250

В Ульяновске День левши отмечают 30 тысяч мужчин и 24 тысячи женщин

Григорий Дронин / АиФ

10% населения земли - левши

Международный день левшей отмечается 13 августа, начиная с 1992 года по инициативе Британского клуба левшей. Однако их массовое движение началось на десятилетие раньше – в 1980 году в США с митингов в защиту Франклина Уинборна, полицейского из города Риверсайда. Он был уволен со службы за то, что был левшой(!), поэтому категорически отказывался носить кобуру справа, ссылаясь на то, что прежде чем он выхватит пистолет с правой стороны своей левой рукой, его самого успеют подстрелить. Общественность выразила протест против такой дискриминации, и начались массовые демонстрации… Зародившийся праздник левшей призван привлечь внимание общества к проблемам, с которыми сталкиваются левши в праворуком мире.

У левшей более развито правое полушарие мозга: оно отвечает за абстрактное мышление, эмоции, память, ритм, ориентирование в пространстве. Поэтому левши чаще выбирают творческие профессии – артистов, музыкантов, художников, писателей.

Сейчас в России левшей меньше, чем в остальном мире. Это связано с тем, что в прежние времена к левшам относились с недоверием и подозрением. Людей, орудующих левой рукой, считали коварными лицемерами: ведь такой человек, протягивая для рукопожатия правую руку (жест «у меня нет оружия»), спокойно может сжимать нож в левой руке. На Руси левшей объявляли пособниками дьявола, поэтому им запрещали давать показания в суде, а в СССР их в обязательном порядке переучивали в школах, так как мальчик должен стать солдатом, а рукоять затворов стрелкового оружия передёргивается справа.

Оберучи архитектор Ливчак и изобретатель Горин

Самый известный леворукий в нашей стране – косой мастер Левша, подковавший стальную блоху, в одноимённом сказе Николая Лескова. В Ульяновске около 30 тысяч мужчин и 24 тысяч женщин левшей.  В этот день массовые гуляния и широкие празднования проходят не только на его Родине – в Туле, но и в нашем городе – на земле талантов, где проживали и создавали шедевры искусства всемирно известные писатели, поэты, композиторы, художники, некоторые из которых были левшами. А вот архитектор Фёдор Ливчак и изобретатель Ефим Горин были вообще оберучами. Такое прозвище получал человек, одинаково ловко владевший правой и левой рукой, т.е. являющийся одновременно правшой и левшой.

Зодчий русского модерна

Ярким представителем блестящей плеяды русских архитекторов начала XX века является Фёдор Иосифович Ливчак. Его первыми работами в Симбирске, построенными по приезду в город в 1906 году, стали трёхэтажный доходный дом купчихи Зеленковой (ул. Гончарова, 12) и Воскресенская церковь на городском некрополе (ул. К. Маркса, 54).

Фёдор Ливчак изобрёл станок для производства бетонных пустотелых блоков, в 1911 году открыл завод по их изготовлению и стал широко применять в своих постройках, поэтому абсолютно все строения Ливчака сохранились до настоящего времени почти в не нетронутом временем виде. В их архитектурном облике и внутреннем дизайне воплощён незаурядный талант мастера, художественные черты и инженерные достижения архитектуры эпохи модерна, своеобразное сочетание ёмких и выразительных форм, фактурное разнообразие и любовь к контрасту.

Последним архитектурным проектом Ливчака в городе стал дом купца С.С. Бокунина, построенный в 1916 году, известный ульяновцам как «Теремок» (ул. Радищева, 4).

 

Воскресенская церковь на старом кладбище, архитектор Ф.О.Ливчак. Фото: АиФ / Григорий Дронин

 

Симбирский «да Винчи»

Выдающийся изобретатель-самоучка Ефим Евграфович Горин приехал в Симбирск в 1894 году. Спустя пару лет он открыл фотоателье, а в 1901 году изобрёл хитроумный прибор, способный передавать изображения на расстоянии. С его помощью любой желающий, сидя у себя дома, может смотреть сеанс кино, а соединив этот аппарат с телефоном – и даже услышать! Но из-за отсутствия денег (а не хватало местному Кулигину всего 160 рублей), он не смог запатентовать своё изобретение. Только лишь в 1927 году он получил патент на «систему механического дальновидения» – предтечу современного телевидения, ту самую, которой мы пользуемся сейчас.

Долгожданный патент Горина

В 1909 году Ефим Евграфович сконструировал аппарат искусственного зрения. Это приспособление преобразовывало оптические сигналы в звуковые и предупреждало его обладателя об имеющемся на его пути препятствии. По трагическому стечению обстоятельств Горин изобрёл «искусственный глаз» сам для себя. В 1915 году он зашёл в чайную и выпил стакан, как оказалось, «палёной» водки. Наутро «чёрная бархатная пелена закрыла глаза», Ефим Евграфович ослеп… Но даже это не помешало ему продолжить заниматься делом всей жизни – изобретательством. На счету Е.Е. Горина более 300 изобретений в области телевидения, полиграфии, фототелеграфии, электрофотографии и звукозаписи.

Патент на изобретение Ефима Горина Фото: АиФ / Григорий Дронин

Кстати,  говорящее устройство для объявления остановок в общественном транспорте и рекламный билборд  с автоматической сменой изображения – изобретения Ефима Горина

Самый известный леворукий в нашей стране – косой мастер Левша, подковавший стальную блоху, в одноимённом сказе Николая Лескова. В этот день массовые гуляния и широкие празднования проходят не только на его Родине – в Туле, но и в нашем городе – на земле талантов, где кроме всемирно известных писателей и поэтов, художников и архитекторов, проживают не менее титулованные мастера кузнечного ремесла.

Ульяновские Гефесты

Возрождение старинных традиций кузнечества в нашем городе началось в 1986 году с маленькой кузнечной мастерской, воссозданной по старинным книгам гравёрами авиационно-промышленного комплекса «Авиастар» Иваном Монастырским и Александром Романовым. Своё детище – Симбирский кузнечный двор, назвали они «Корч», от старославянского слова «корчий», что значит кузнец. На сегодняшний день «Корч» – это творческая мастерская профессиональных кузнецов-художников, работающих в различных направлениях и техниках, сочетая исторический опыт кузнечного искусства, последние тенденции дизайна и современные средства отделки металлов. В их мастерской воспроизведён цикл металлургического производства образца XVIII века и любое кованое изделие, созданное ими, начиная от подсвечников и каминных наборов до уличных фонарей и оград, эксклюзивно.Например, к 300-летию со дня основания Санкт-Петербурга мастера «Корча» выковали гигантскую розу весом 5,2 тонны и высотой более 3 метров. Роза грелась в печи более 42 часов, а ковалась – 16 часов. Весь цветок, состоящий из стебля, ветки с листком и бутона с пятью лепестками, сделан из одного куска стали.

Фото: АиФ / Григорий Дронин

В 2011 году в усадьбе музея «Симбирские типографии» именитые мастера кузнечного двора «Корч» разместили денежное дерево, высотой около 4 метров, выкованное всего за 3 недели.

Забор Центробанка, состоящий из 33 звеньев, двух ворот и калитки, выкован мастерами «Корча» за 3 года.

Мост дружбы. Фото: АиФ / Григорий Дронин

Поющий металл

В августе 2006 года на несколько дней наш город превратился в кузницу под открытым небом – Ульяновск стал родиной ставшего уже традиционным международного фестиваля кузнечного искусства «Поющий металл». Идея проведения фестиваля принадлежит кузнечному двору «Корч» и состоит в объединении металлом двух стихий творчества – мелодии звука и мелодии художественного образа. На его площадках мастера кузнечного искусства превращают полёт фантазии и холодный безжизненный металл в гармонию линий и пространства, которые создают мелодию кованого металла. Не случайно центральной композицией первого фестиваля стал ветровой орган, высотой 8 метров и весом около 2 тонн, установленный перед филармонией. По проекту авторов огромный музыкальный инструмент должен издавать мелодичные звуки, для этого на его вершине сварены 14 труб разного диаметра и длины, в которые при сильном порыве ветра попадает воздух, и они издают гудение. Кроме того, на органе натянуты металлические струны, которые от мощного потока ветра вибрируют, также издавая звуки. Каждая труба и струна, в зависимости от их длины и толщины, имеют своё звучание. К сожалению, услышать орган мы не сможем: установлен он в безветренном месте, да и сама конструкция доработана не до конца.

Ветровой орган Фото: АиФ / Григорий Дронин

В 2008 году центральной композицией фестиваля стал «Первый круг», установленный на эспланаде около памятника Карлу Маркса. Он символизирует путь длиной 360 лет, пройденный нашим городом с момента его основания за полный оборот круга (360 градусов). В центре окружности расположен гербовый символ Ульяновска – столб с короной, а по самому кругу – сюжеты из истории города.

В 2012 году центральной композицией фестиваля стал 12-метровый «Мост Дружбы» на берегу Свияги, рядом с главным корпусом УлГУ. Этот мост является смотровой площадкой на акваторию реки и символизирует дружбу народов России и Украины, так как вторая «половина» моста установлена в 2010 году в Донецке.

В августе Ульяновск вновь распахнёт двери для участников и гостей V международного фестиваля кузнечного искусства «Поющий металл», и мы вместе с вами станем свидетелями рождения нового произведения искусства, нового памятника и достопримечательности родного города

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах