Очень часто понятие "Информационное пространство" мы путаем с родственным понятием "Средства массовой информации" (газеты, телевидение, радио и Интернет).
На деле же второе является частью первого.
СМИ - не вся информация
Информационное пространство, информационное обеспечение, информационное развитие - эти понятия уже плотно вошли в нашу жизнь. Информация вокруг нас и в разных формах. Взять, к примеру, стенды правил в организациях, объявления по громкоговорителям на вокзалах, автоинформаторы телефонных и сотовых операторов связи, электронная почта - это информация, которая создает вокруг нас Информационное пространство. Конечно, большей частью с помощью СМИ, но не только. Сегодня средства передачи информации различны, но делятся они на две категории - печатные и электронные.
Понятно, что с применением компьютеров самыми передовыми считаются именно электронные средства передачи информации. Именно этому передовому способу оповещения населения власти страны и регионов уделяют большое внимание. А развитие информационного пространства и внедрения информационных технологий (IT) выделено в отдельный национальный проект.
Электронные услуги
Один из показателей развития информационного пространства любого региона - это оказание услуг в электронном виде. Речь идет об услугах, оказываемых представителями государственных структур, к примеру, записи актов гражданского состояния или имущественных и земельных отношений на основе использования информационных технологий. Для этого в Ульяновском регионе запускают Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ) - организации, призванные предоставлять несколько взаимосвязанных государственных услуг в режиме "единого окна".
Сама суть МФЦ сводится к тому, что для получения услуги вам нет необходимости самим ходить и собирать документы, толкаться в очередях и обивать пороги государственных структур. За получением услуги вы приходите 2 раза: первый - при сдаче пакета документов для начала процесса оказания услуги, и второй - за получением готового результата.
Для упрощения работы по сбору необходимых для оказания услуги документов и используются современные информационные технологии. Они позволяют связать в единую внутреннюю сеть (за счёт электронных каналов связи) органы власти всех уровней.
Через барьер
С помощью компьютерных программ и технологий обработки информации операторы МФЦ будут запрашивать сведения для посетителей и формировать заявки. В это время на компьютере у чиновников управлений и департаментов будут формироваться задания, поступившие из МФЦ, которые они должны будут выполнить. Сроки и условия выполнения таких заданий прописаны в регламентах и будут строго соблюдаться. Получается, что личного общения между посетителем и чиновником не будет.
Фантастика? Реальность!
Все это немного напоминает фантастику, но "Аргументы и Факты - Ульяновск" уже писали о Многофункциональных центрах. Первый МФЦ уже действует в Заволжье.
На открытие первого МФЦ в декабре 2008 года приезжал начальник отдела административной реформы Министерства экономического развития России Михаил Кирсанов. Отметив соответствие залов ожидания требованиям комфортности, федеральный чиновник обратил особое внимание именно на то, что в ульяновском МФЦ предоставление части услуг уже ведётся в электронном виде.
Пока таких услуг только 24, однако их число планируется увеличить минимум до 100.
Как рассказал нам директор ОАО "ИВЦ ЖКХ" - ныне действующего оператора МФЦ - Евгений Ларин, за время существования МФЦ услуги населению оказываются по линии 11 ведомств, в том числе федеральных, региональных и муниципальных. А за все время работы услугами воспользовались более 2,5 тысяч человек.
В борьбе за качество услуг
В Ульяновской области обязанности по внедрению информационных технологий в жизнь региональных и муниципальных органов власти возложены на руководителя аппарата губернатора и Правительства Ульяновской области Светлану Опёнышеву. Сегодня мы решили спросить её о ходе реализации этого проекта.
- Светлана Владимировна, с чего начиналась работа по созданию МФЦ в Ульяновске?
- Началом создания многофункциональных центров стала информационная система "Единое окно", которая была создана и опробована в Димитровграде в 2004-2005 годах. Эта система объединила базы данных расчётно-кассовых центров ЖКХ, соцзащиты населения, БТИ и органов ЗАГС. Создание "Единого окна" позволило повысить качество услуг, предоставляемых населению. Например, время расчета за оказание услуги ЖКХ сократилось до 3-5 минут. Время получения справок, выдаваемых органами муниципалитета, стало измеряться в минутах, а не в сутках. Опыт города Димитровграда был использован при создании первого многофункционального центра в Ульяновске.
Сегодня в Ульяновске действует МФЦ, созданный в форме открытого акционерного общества, на базе которого оказываются услуги в сфере социальных и земельно-имущественных отношений. В центре используется собственная разработка ульяновских программистов - специальная информационная система, позволяющая (при условии подключения ведомств-участников) отслеживать прохождение процесса выполнения заявки, а также позволяющая направлять запросы и получать на них ответы от заинтересованных организаций в электронном виде. Кстати сказать, в марте этого года я приняла участие в конференции в Москве, в
Минэкономразвития России, посвящённой созданию многофункциональных центров в стране и предоставлению услуг в электронном виде, где сообщила о нашем "ноу-хау". И надо отметить, что наша разработка вызвала неподдельный интерес у участников конференции, ведь аналогичный программный продукт на федеральном уровне ещё только разрабатывается и проходит тестирование, а у нас он уже работает.
- В чем сложности создания многофункциональных центров?
- Сложность создания МФЦ заключается в том, что организовывать их приходится в уже имеющихся строениях, 58% этих зданий требуют капитального ремонта, 35% - реконструкции. Это неминуемо влечет некоторые ограничения по структуре и техническим требованиям центров. Вторая проблема - организация рабочих мест, ведь посадить за компьютер оператора центра можно за один день, а чтобы создать правовое и информационное поле для его работы требуется полгода. Например, подписать соглашения со всеми органами власти - участниками МФЦ об информационном обмене и взаимодействии и наладить процесс обмена информацией. Третья проблема - малое количество внедренных регламентов, т.е. правил прохождения документооборота, которые гарантируют эффективность работы МФЦ. Сегодня действуют только 24 регламента в Ульяновске, и чуть больше их разработано в Димитровграде - 32. И наконец - кадры. В МФЦ должны работать операторы нового поколения, с новыми моральными и психологическими качествами.
- Какие проекты на базе многофункциональных центров реализованы?
- МФЦ вообще уникальны по своей сути - это хранилища знаний и центры взаимодействия.
Например, информационная система центра синхронизирована с Департаментом соцзащиты населения Ульяновска, что позволяет согласовывать начисления стоимости услуг ЖКХ на основе реестра граждан, пользующихся льготами. На базе МФЦ реализуется еще один важнейший социальный проект - социальная карта жителя Ульяновской области. В 2008 году в рамках пилотной части проектов Ульяновской области было выпущено 30 000 карт. План на 2009 год - 150 000 карт. И количество желающих получить социальную карту не уменьшается.
И еще один масштабный проект - формирование системы персонального учёта населения (СНУП). Она предусматривает создание объёмных подробных баз данных персонального учёта граждан. Эти базы будут доступны для каждого органа исполнительной власти в рамках своей компетенции.
- И последнее, Светлана Владимировна, какой эффект вы ждете от деятельности МФЦ?
- На самом деле этих эффектов несколько. В первую очередь, это упрощение доступа для граждан и организаций к государственным услугам. Это снижение административных барьеров при оказании услуг, снижение уровня коррупции за счёт перевода системы их предоставления с "кабинетной" на систему "единого окна". И безусловно, повышение уровня комфортности при оказании услуг. Кроме того, мы хотим получить такой уровень информированности жителей области об услугах, который позволил бы перенаправить потоки заявителей из кабинетов органов власти в окна МФЦ.
В заключение хочу привести несколько цифр: за счёт создания сети МФЦ предполагается увеличить число граждан, охваченных услугами многофункциональных центров, с 17 тысяч до более чем 1 миллиона человек. Мы рассчитываем на то, что увеличение доли осведомленного населения при этом составит 90%. Повышение удовлетворенности качеством услуг также должна вырасти до 90%.
Конечно, задача сложная. Но она выполнима. Нами многое уже сделано, и мы не намерены останавливаться на достигнутом.