Это произошло из-за прекращения деятельности авиакомпании-заказчика, на которую возлагались все связанные с этим надежды. Так будет или нет производиться Ту-204 СМ в Ульяновске в массовом порядке? Этот вопрос мы поставили в одной из наших недавних публикаций.
4 февраля вступил в силу приказ Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) № 36 о приостановке действия сертификата основного эксплуатанта Ту-204 СМ и потенциального заказчика для серийного производства этого воздушного судна – авиакомпании Red Wings. 8 февраля президент Объединенной авиастроительной корпорации Михаил Погосян заявил о том, что не видит коммерческого будущего у самолетов Ту-204.
- За 20 лет произведено 50 самолётов Ту-204 - по два-три самолёта в год. Есть ли будущее у такого самолёта? Я не вижу перспективу несерийного продукта,- заявил он, пояснив при этом, что для поддержки таких программ, как Ту-204 и Ил-96, нужен госзаказ.
- Частного гражданского рынка для этих самолётов нет, - приводит его слова ИТАР-ТАСС.
Но именно Red Wings рассматривалась на «Авиастаре» как стартовый заказчик для серийного производства Ту-204 СМ. В 2012 году компания была намерена взять в лизинг пятнадцать самолётов. Общая сумма контракта составила бы при этом $510 млн. По проекту меморандума между Red Wings и ОАК поставки самолётов должны были начаться в 2013 году.
Основанием для инспекторской проверки, в итоге которой была приостановлена деятельность Red Wings, стала катастрофа самолёта Ту-204 29 декабря во Внуково. При этом Росавиация поспешила заявить, что сама авария не является причиной приостановки деятельности авиакомпании. Указанная причина – «многочисленные существенные нарушения в организации лётной работы, техническом обслуживании воздушных судов, подготовке пилотов и прочие недостатки в деятельности авиакомпании, имеющие системный характер». Но предыдущая проверка – в сентябре 2012 года - показала полное соответствие работы компании сертификационным требованиям. «Многочисленные нарушения» и «системный характер» возникли как-то внезапно.
Других коммерческих заказчиков, которые могли бы обеспечить перевод Ту-204 из «разового» производства на «Авиастаре» в серийную стадию, пока не просматривается.
Впрочем, не все в руководстве страны готовы похоронить российский среднемагистральный самолёт. Так, министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров заявил в конце января:
- Сегодня не стоит вопрос о закрытии производства. Более того, мы завершаем сертификацию буквально в конце первой половины этого года по модификации Tу-204 СМ - это новый, по сути, самолёт, основанный на Ту-204.
Правда, это было сказано ещё до приостановки сертификата Red Wings.
На это высказывание российского министра ссылается и руководитель ООО «Ульяновский авиационный кластер» Вильдан Зиннуров. Он считает, что наличие альтернативного мнения «в верхах» даёт надежду на более благоприятный исход для возможности серийного производства Ту-204.
- Потребность в воздушных судах у государства есть, она составляет почти 190 самолётов, при этом таких самолётов, как Ту-204 СМ, потребуется 27-30. В принципе, это неплохой объём, – не теряет оптимизма руководитель ульяновского авиакластера.
При этом он не исключил возможности того, что Ту-204 стал жертвой лоббирования некоторыми политиками и руководителями отрасли в пользу производства самолёта Sukhoi Superjet 100 – детища Михаила Погосяна. Действительно, после устранения «помех» в виде серийного производства Ту-204 ОАК может направлять все бюджетные средства, выделяемые по госпрограмме «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года», исключительно на производство Sukhoi Superjet 100.
- Конечно, это плохо, что у главы Объединённой авиастроительной корпорации такая позиция, - сказал глава ульяновского авиакластера.
Справка АиФ:
SukhoiSuperjet 100 является ближнемагистральным, а Ту-204 СМ – среднемагистральным самолетами.
SukhoiSuperjet 100 | Ту-204 СМ | |
Длина, м | 29,9 | 46,1 |
Высота, м | 10,3 | 13,8 |
Размах крыла, м | 27,8 | 41,8 |
Количество пассажиров | 98 | 194 |
Максимальная взлетная масса, т | 42,5 | 105 |
Крейсерская скорость, км/ч | 828 | 830-850 |
Дальность полета, км | 2950 | 3600 |
Смотрите также:
- Ульяновская авиакомпания «Волга-Днепр» перевезла опытный образец отсека фюзеляжа самолета МС-21 →
- Панели для фюзеляжа Ил-112В отправил в Воронеж ульяновский «Авиастар» →
- Серийного производства Ту-204 СМ на «Авиастаре» не будет? →