Разговор с коллайдером

Фото автора.

   
   

4 апреля в здании УлГУ состоялся телемост «Большой Адронный Коллайдер (Швейцария, Франция)-Ульяновск (Россия)». Сеанс связи – вот уже третий за последние три года - был организован Лабораторией космических исследований - Ульяновской секцией Поволжского отделения Российской Академии Космонавтики им. Константина Циолковского.

Мы – существа космические

Когда мы говорим о космосе, представляем взлетающую ракету, направленный в звездное небо телескоп… Короче, если хочешь узнать о планетах и звездах, нужно устремить свой взор к небесам. Но лабораторию, занимающуюся космическими исследованиями, почему-то интересует сооружение, расположенное глубоко под землей. Об этом мы спросили руководителя лаборатории профессора кафедры теоретической физики УлГУ Виктора Журавлева.

- Все, что происходит вокруг нас, - это, фактически, происходит в космосе. В тоненьком слое атмосферы на поверхности тела, которое с огромной скоростью несется в космическом пространстве под постоянным воздействием всяких космических факторов. Сейчас мы все-таки сходимся на том, что мы – космические существа.

Мы не можем изучать космические объекты «напрямую». Они далеко от нас. Даже к Солнцу приблизиться не можем. Мы изучаем эти объекты по косвенной информации, которую должны как-то интерпретировать. Кроме того, что-то мы можем воссоздать в лабораториях. Для этого и служит Коллайдер. Он создает такие условия в лабораториях, которые приближают ученых к процессам, происходящим в звездах и галактиках, поскольку эти процессы существенно зависят от того, что происходят на малых расстояниях, от того, как ведут себя элементарные частицы в магнитных и электрических полях, при столкновениях, при распадах. Коллайдер движется одновременно внутрь вещества и в космос. Вот такая глубокая связь между космосом и внутренним миром.

Скорость света по-прежнему недосягаема

На вопросы студентов, преподавателей, а также юных физиков из школьного клуба «Солярис» отвечали Мик Сторр, доктор физико-математических наук, руководитель программ ЦЕРНа (CERN — Европейская организация по ядерным исследованиям) для школьных учителей, руководитель экскурсионного бюро ЦЕРНа; Иван Беляев, кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник ИТЭФ (Москва); Алексей Мягков, кандидат физико-математических наук, ведущий научный сотрудник ИФВЭ (Протвино).

   
   

Первый вопрос задал Мик Сторр. Поинтересовавшись погодой в нашем городе, он спросил, верят ли принимающие участие в конференции в Ульяновске, что участники со швейцарской стороны находятся прямо в тоннеле Большого Адронного Коллайдера, как это можно подумать, глядя на экран. Правы оказались те, кто не поверил: труба и тоннель – лишь картинка.

Вообще-то готовились к сенсации. Ранее было объявлено, что нейтрино в Коллайдере удалось разогнать до скорости, превышающей скорость света. Но в 22 часа накануне телемоста увидели информацию о том, что руководитель группы, установившей факт превышения скорости света, подал в отставку, поскольку обнаружились погрешности опыта и измерений. Тему телемоста пришлось корректировать на ходу.

Что это вы тут делаете?

Порой беседа выходила далеко даже за приблизительные рамки обсуждаемых тем. Один из студентов совершенно искренне и очень эмоционально спросил: «А вы сами-то знаете, что вы измеряете?». Вопрос вызвал искренний смех по обе стороны экрана. Участники в Женеве признались, что мечтают сделать открытие. Но пока эксперименты на Коллайдере только подтвердили открытия в физике элементарных частиц, сделанные за последние 50 лет. Заново открыли все уже известные частицы. Публика совсем расслабилась, и прозвучал вопрос: «Сколько времени занимает работа в ЦЕРНе и сколько денег вы получаете за свою работу?». Вопросы о доходах «там» считаются.

Но Мик Сторр не смутился и дал обстоятельный ответ: студент (!) в летней школе может заработать 2 500-3 000 швейцарских франков в месяц, а школа длится 2,5 месяца. Кстати, в студенческой школе могут принять участие и российские студенты. В зависимости от звания (младший, старший научный сотрудник) зарплата повышалась. Генеральный директор ЦЕРНа получает 20 000 тех же швейцарских франков. Удивило, что зарплата директора не очень значительно превосходит уровень специалистов, и эта информация доступна для всех.

 

Смотрите также: