Строить будущее, опираясь на прошлое

   
   

18 апреля отмечается Международный день охраны памятников… Праздником эту дату назвать трудно, поскольку в деле сохранения объектов культурного наследия в настоящее время гораздо больше проблем, чем реальных достижений. И главная причина того, что многие памятники находятся в плачевном состоянии, состоит не только в том, что несколько десятилетий их сохранению не уделялось должного внимания, а многие, особенно церкви, намеренно разрушались как «наследие отжившей эпохи». Проблема еще и в том, что большинство наших современников до сей поры не осознало, какое значение имеет историческая память для выбора верной дороги в будущее.

Пустует церковь – душа пустует

В минувшую субботу Комитет по культурному наследию Ульяновской области при содействии Ульяновской и Мелекесской епархии РПЦ провел экспедицию «Спасти и сохранить». В ней приняли участие около пятидесяти человек: краеведов, представителей СМИ, музейных работников, фотографов, чиновников и просто людей, неравнодушных к судьбе исторических памятников, и даже целый фотокружок Ульяноского Дворца детского творчества. Маршрут экспедиции пролегал по населенным пунктам Старомайнского района, где сохранились православные храмы – либо действующие, либо нуждающиеся в восстановлении. К сожалению, за один день невозможно было объехать все церкви даже одного района, хотя бы потому, что не везде сохранились дороги. В итоге времени хватило, чтобы посетить лишь четыре объекта из шести намеченных.

Первой стала церковь Казанской Божьей Матери в селе Дмитриево-Помряскино. От храма, воздвигнутого стараниями местной помещицы Анны Михайловны Наумовой в 1816 году, сейчас остались только стены – в таком состоянии он пребывает уже несколько десятилетий. И просто чудо, что за годы советской власти ни у кого не поднялась рука на этот памятник архитектуры, воздвигнутый в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. И все-таки нынешнее бесхозное состояние церкви вызывает недоумение – стоит она не в чистом поле, а посреди села, где проживает не менее тысячи жителей. Если бы действовала церковь, то были бы и прихожане… Например, в соседнем селе Енганаево есть недавно построенная мечеть – мусульмане позаботились о том, чтобы в их населенном пункте был духовный центр. Почему же православное население не может сделать то же самое? Как утверждает заместитель председателя комитета по культурному наследию Ульяновской области Любовь Еремина, подлинно научная реставрация церкви в Дмитриево-Помряскино требует просто «космических» затрат, но здание вполне подлежит обычному ремонту – строили его когда-то добросовестно и на века…

К праведной жизни

Куда больше повезло храму в честь Святого Богоявления, воздвигнутому в 1829 году стараниями графа Дмитрия Николаевича Блудова в селе Богоявленском, которое сейчас стало райцентром Старая Майна. За 182 года своего существования храм пережил и угрозу разрушения, и запустение, длившееся десятилетиями. Но нашлись люди, которые не пожалели ни сил, ни средств на его возвращение к жизни. Почти десять лет жизни, совмещая пастырскую деятельность с хозяйственными заботами, его восстановлению посвятил протоиерей отец Константин, его нынешний настоятель…

Сейчас постепенно поднимается ввысь разрушенная когда-то колокольня, осталось отремонтировать помещение воскресной школы. Здесь сохранилась церковная утварь, которую местные жители десятилетиями хранили по домам, есть две чудотворные иконы и частица мощей Святых Петра и Февронии. Храм восстанавливается, и сам отец Константин видит в этом проявление воли Божьей - появляется все больше людей, которые стремятся к праведной жизни и к Православию и вере.

По ком звонит колокол?

   
   

Церковь Святых бессребреников Космы и Дамиана в селе Кокрять видна издалека – над холмом возвышается высокая колокольня, купола сияют небесно-голубым светом. Этот храм старше всех остальных, оказавшихся на пути экспедиции, – он был построен в 1814 году на средства помещика Михаила Михайловича Наумова, и в его истории тоже были разные периоды. Вскоре после Октябрьского переворота храм был закрыт, а в его стенах устроено зернохранилище. И в таком состоянии церковь пребывала до начала 80-х годов прошлого века. Иоанн, нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, в то время возглавлявший Сарскую епархию, вложил собственные сбережения – двенадцать тысяч советских рублей - в восстановление этой церкви. Еще пять тысяч собрали местные жители. По тем временам это были немалые деньги – на них удалось отремонтировать здание, восстановить иконостас, расписать храм и поднять на колокольню единственный сохранившийся колокол. Когда в Кокрять прибыла экспедиция, настоятель церкви, отец Владимир, впервые за долгое время увидел одновременно столько прихожан и не мог не провести службу. Потом он с горечью говорил, что порой приходится служить в пустом храме – вдвоем со служкой. В деревне всего двадцать дворов, и часто никто не отзывается на звон колокола…

Бывшая гордость села

Странное и противоречивое чувство вызвало посещение села Красная Река. Сохранившиеся здесь стены собора поражают своим величием. Своими размерами это сооружение превосходит строящийся уже много лет в Ульяновске Спасо-Вознесенский собор. И удивительно, что этот огромный храм строился силами и на средства крестьян населенного пункта, в котором в начале XX века проживало не больше двух тысяч человек. Храм строился восемнадцать лет и был освящен в 1912 году, незадолго до начала первой мировой войны. Но почему-то сейчас, когда строительные технологии за сотню лет шагнули далеко вперед, никто и помыслить не смеет о том, чтобы вернуть этот храм к жизни. Почему-то средств не хватает даже на то, чтобы достроить рядом с ним небольшую часовню.

Это было путешествием в Россию, которую мы потеряли, но которая постепенно возвращается к нам. Конечно, невозможно восстановить все, что утрачено, и прежде всего надо справиться с «разрухой в головах» - именно для этого и была проведена первая подобная экспедиция. И многие ее участники высказались за то, чтобы она не оказалась последней.

Сергей Юрьев

Смотрите также: