В свое время император Александр III заявил, что у России есть только два союзника – ее армия и флот. С тех пор принципиально ничего не изменилось – внешних угроз меньше не стало, а наиболее заметным направлением длящейся уже многие годы военной реформы остается сокращение численности вооруженных сил и учебной базы российской армии.
Чего ждать от реформы?
В 1991 году было закрыто Ульяновское высшее командное танковое училище, а в 2008 году его судьбу разделило училище связи. И вскоре после этого возникла реальная угроза того, что «под сокращение» попадет последний ульяновский военный вуз - Высшее военно-техническое училище имени Богдана Хмельницкого. Была даже названа примерная дата его ликвидации – 2011 год.
Подобная «перспектива» вызвала массовые протесты ветеранов и общественности – прошло несколько пикетов, митингов и других акций протеста. В адрес высших должностных лиц государства и министерства обороны «посыпались» письма с требованием пересмотреть это решение. И аргументы в пользу сохранения УВВТУ были достаточно убедительны: создававшаяся на протяжении сорока лет учебно-материальная база, высококвалифицированные преподавательские кадры, уникальность тех военных специальностей, которым обучают только в Ульяновске. Казалось бы, совершенно очевидно, что сохранить то, что есть, гораздо менее сложная задача, чем создавать все вновь и на новом месте. Однако внятного ответа «сверху» не последовало, зато промелькнула информация о том, что на базе училища будет создана школа младшего командного состава. Вскоре после этого бурные общественные дискуссии о закрытии училища прекратились, и началась пора длительного ожидания хоть какого-то решения, которая продолжается по сей день.
Остается надеяться и верить
Что же будет в конечном итоге, не знает никто, хотя учебный процесс продолжается «в штатном режиме» - но только для курсантов третьего, четвертого и пятого курсов. Нового набора абитуриентов не было уже два года.
Впрочем, как заявил генерал-майор в отставке Михаил Чугуряев, который с 1970 по 1984 год занимал должность заместителя начальника училища по политической части, надежда на сохранение последнего военного вуза Ульяновска все-таки есть. По его словам, окончательное решение будет зависеть не столько от «протестных настроений», сколько от тех результатов, которые показывает УВВТУ в деле подготовки военных специалистов. А результаты эти весьма обнадеживающие: по итогам зимней сессии каждый четвертый курсант стал отличником, а само училище заняло третье место среди 57 оставшихся военных вузов России. Но главное, как подчеркнул Михаил Тимофеевич, состоит в том, что курсанты настроены «по-боевому», и большинство из них готовы посвятить себя службе Отечеству, а не просто таким образом получают диплом о высшем образовании.
«Позже узнаете…»
Запрос в министерство обороны, будет ли новый набор курсантов в училище, сделали ветеранские организации Ульяновска. И в ответ заместитель министра обороны Российской Федерации, статс-секретарь, генерал армии Николай Панков заверил, что в этом году начнется набор курсантов в ряд училищ. Правда, о том, будет ли в этом списке УВВТУ, станет известно несколько позже…
А между тем в российской армии объявлена программа массового перевооружения, на смену морально и физически устаревшей военной технике приходит новая. Но возникает вопрос: кто ей будет управлять, кто ее будет обслуживать? Почему о наборе курсантов говорится как о неком исключительном событии? Разве ежегодное пополнение нашей армии военными кадрами не должно быть само собой разумеющимся?
Сергей Юрьев.
Смотрите также:
- Вадим Харлов: Страшнее санкций дефицит кадров, нужны профессионалы →
- В обстановке строгой секретности →
- Вольно, разойдись! →