Распутывая криминальные узлы

   
   

Товарищ Сухов – гроза наркобаронов

Высокопрофессиональный следователь способен быстро освоить специфику работы в любых правоохранительных органах. Так считает и доказывает на собственном примере сам Эдуард Сухов. Сегодня (вот уже семь лет) он успешно выводит на чистую воду разветвленные преступные сообщества торговцев смертью.

Лихие 90-е

Так же, как и его киношный однофамилец, Эдуард Сухов повидал немало. И дело свое делает так же спокойно и профессионально. В юности обошелся без долгих раздумий на тему «кем быть». Жизнь сама подсказала. Служить срочную - угодил в дивизию МВД имени Дзержинского. В то время ОМОН и прочий милицейский спецназ находились в зачаточном состоянии. Поэтому срочников-дзержинцев привлекали для «разруливания» сложных ситуаций – если, например, «люберецкие» схлестнулись с «солнцевскими». Или обеспечивать порядок во время проведения праздников. После такой армейской практики как-то само собой стала очевидной необходимость получения высшего юридического образования.

Начало службы – следователь в райотделе. Ульяновский район очень протяженный и специфический. С одной стороны, сельский, с другой – расположенный вблизи областного центра. Грабежи, убийства, «бытовуха», дорожно-транспортные происшествия, административные правонарушения. Преступления - тяжкие и особо тяжкие… Повседневная рутина. Тогда же, в «лихие» 90-е, впервые пришлось расследовать и наркопреступления. Страна приобщалась к свободе, и прелести из рубрики «их нравы» разом вдруг хлынули в нашу повседневность. Наркотики, в основном марихуану, бывшие граждане Союза Нерушимого везли сюда из Средней Азии, с Чуйской долины. Появились и доморощенные первооткрыватели чудесных свойств дикорастущей конопли. Крайне редким было появление в Ульяновском районе единичной порции героина или какой-нибудь импортной экзотики вроде экстези или ЛСД. Наркотики, по воспоминаниям самого Эдуарда Николаевича, составляли в то время мизерную долю в общем криминальном массиве. В отличие от нашего времени, когда афганский героин, прочно завоевавший российский рынок, завис дамокловым мечом над будущим российской нации.

Стать наркополицейским

Масштабы бедствия стали очевидны с начала двухтысячных. Именно поэтому в 2003 году и была создана служба госнаркоконтроля, УФСНК. И это, конечно, правильно. Весьма спорным, по мнению подполковника полиции, является другое решение – об упразднении налоговой полиции. Именно от этой ликвидированной службы к наркоконтролю перешла материальная база и значительная часть личного состава.

По мнению Эдуарда Сухова, налоговая полиция была одной из самых эффективных, самоокупаемых и полезных непосредственно для экономики государства силовых структур. Недаром в большинстве стран мира подобная организация имеется. У нас – нет. Работа следователем налоговой полиции много дала Эдуарду Сухову. Несмотря на свою специфичность и узкую направленность, «налоговый» опыт позволил в дальнейшем успешно бороться с организованной преступностью. При этом фигурантами дел становились не какие-нибудь блатные маргинальные элементы, а четко организованные группы влиятельных и часто очень образованных людей. Это пригодилось и позже, когда перешел на работу в службу госнаркоконтроля. Организация наркосбыта в наши дни также очень четкая, а элита наркомафии бывает с двумя и более университетскими дипломами. Из предложенных вариантов: вернуться назад в МВД, перейти в ФСБ или в УФСНК - выбрал именно последнее.

   
   

Так было

Из милицейской практики Эдуарда Сухова периода 90-х годов.

Некий криминальный авторитетик, отбывая наказание в Новоульяновской колонии, через друзей на воле убедил своего дальнего родственника, совершенно нормального парня, передать ему на зону посылку с наркотическими средствами в виде таблеток. Научил, как спрятать их в конфетах, обсыпав перцем и облив какой-то остропахнущей жидкостью. Использовал родственника фактически втемную, объяснив, что это лекарственные средства, необходимые ему для лечения, но запрещенные к передаче. Парень был студентом, причем очень перспективным. Специалисты при досмотре выявили нестандартную «начинку» шоколадных конфет. К счастью, суд учел раскаяние и хорошую характеристику молодого человека, присудив ему условный срок. В дальнейшем его карьера сложилась удачно. Вот такого рода дела по наркотикам были обычными для следователя Ульяновского РОВД Эдуарда Сухова.

Из опыта наших дней

Ни в какое сравнение с ними по сложности не идут сегодняшние дела по наркотикам. В прошлом году Старший следователь Госнаркоконтроля по особо важным делам Эдуард Сухов направил в суд дело о восьми членах организованной преступной группы, которые в марте 2010 года были приговорены к различным срокам заключения. Трое из них уже сидели за особо тяжкие преступления. Один из них, цыган, сидел в Новоульяновской «двойке» – тянул срок в 22 года 6 месяцев за убийства, грабежи и прочие «подвиги» (но не наркотики). Второй, азербайджанец, отбывал наказание за убийство. И третий, русский – за сбыт в особо крупном размере наркотических средств. Сорганизовались и втроем сколотили группу из «бегунков» на воле. Деньги этим троим нужны были, чтобы комфортно чувствовать себя на зоне. Цыган отвечал за организацию перемещения наркотических средств (преимущественно афганский героин) по цыганским каналам. Азербайджанец и русский далее организовывали поставки непосредственно в Ульяновск. Руководя из-за колючей проволоки, построили очень организованную сеть на воле. Был фасовщик, аккумулировавший героин в своих руках и разбавлявший его димедролом и прочими лекарствами. Были ответственные за закладки – использовали почтовые ящики в подъездах, сообщая клиентам адреса, по которым те забирали товар.

Не приключения, а работа

Оперативники получили информацию о группе и начали ее разрабатывать. Информация подтвердилась. Работали не менее полугода. Были проверочные закупки, наружное наблюдение, прослушка телефонов, видеосъемка, аудиозаписи – по такому эпизоду можно было бы снять увлекательный приключенческий сериал. С первого этапа следователь тесно взаимодействует с оперативниками и руководит их работой. Его задача - грамотно собрать доказательства, не дать развалить дело, довести его до суда.

Работа отнимает львиную долю времени. Однако если выдается свободное от работы время, Эдуард Сухов предпочитает спорт и рыбалку. Ловить рыбу Эдуард Николаевич очень любит, но не очень умеет. Главное здесь, считает он, не рыба, а рассветы и закаты.

Алексей Юхтанов.

Смотрите также: