Империя Шаркаева

   
   

В будущем году директору, Радию Николаевичу Шаркаев у, исполнится 75 лет. Его трудовой стаж - 60 лет.

Рассказывая о своей судьбе, Радий Николаевич иногда вытирает слезу: «Вы меня извините, я вам рассказываю и в душе волнуюсь…».

- Я уже не мыслю свою жизнь без людей, - говорит он. - В Сызранское педучилище поступил после седьмого класса. Хотел в восьмой идти. А отец с матерью говорят: «Нет, сынок, это тебе еще три года в школе учиться, потом специальность получать. Отец уже пожилой. Иди в педучилище». И 31 июля мы с мамой отправились в Сызрань.

239 девок - один я!

Добирались по железной дороге. Я тогда впервые увидел паровоз. Меня предупредили, что около паровоза надо быть осторожнее, он, мол, под себя засасывает. И вот на станции я стою, он приближается. И я со страха попятился. А там полно народу с мешками, я об них спотыкаюсь - и кувырком назад. Все хохочут! Я как ни в чём не бывало вскочил, проводил взглядом поезд. Так я впервые оказался в городе.

Поступил очень легко. Документы подали 31 июля. Мать со мной, я за подол держусь. 20 августа начинались вступительные экзамены. Я говорю: «Я тут до 20 августа один без мамы не останусь». Секретарь спрашивает: «Когда бы вы хотели начать?». - Я говорю: «Завтра». - «А когда будете готовиться?» - «Я готов». Разрешили. Сдал на пятёрки. Произвёл фурор.

Начал учиться. По субботам ездил домой, в воскресенье меня мать провожала. Снабдит чем-нибудь в дорогу (что вы, какие пирожки!), бывало - картофелин сколько-нибудь штук, сухарей. Мешок из рогожи, по концам верёвкой перехвачен, как рюкзачок. Приедем в Сызрань, она мне купит сахару, рафинаду пилёного, полкило. Его ещё заворачивали в бумагу серого цвета и перевязывали тесёмочкой. Вечером, прежде чем ей уезжать, она мне всё это по дням раскладывала. Вот, скажет, сынок, как-нибудь уж растягивай удовольствие. Я сажусь уроки готовить - и смотришь, за вечер недельный запас и съел. Потом на станции «Сызрань-город» вечерами зарабатывал - уголь разгружал.

   
   

Потом освоился в городе. Во всё спортивное лез - играл в городки, шахматы, шашки. В тот год получился такой набор: восемь групп по 30 человек, и я - единственный парень. На перемене меня девчонки ловили и затаскивали в свою группу. Им интересно - экспонат!

Так трудовая деятельность началась

Одним словом, директор действительно устроил меня старшим пионервожатым в школу на полставки. Я руководил музыкальным ансамблем, на балалайке играл, на мандолине.

В оркестре тоже: кто на ложках, у кого гармошка, у кого какой был инструмент. Играли русские народные мелодии. Девочки частушки поют, мы им аккомпанируем.

Но больше всего я занимался спортом. Мог в течение дня сыграть за несколько команд. Тогда заводским командам выдавали талоны на питание в ресторане. Я ел первое, а за второе брал деньгами, чтобы купить книги. У родителей ничего не спрашивал. Ещё стихи писал. Их печатали в газете «Красный Октябрь». В педучилище учился на скрипке. Тогда учителей готовили так, чтобы они могли вести пение, физкультуру, рисование. В драмкружке занимался. В футбол играл за сборную Сызрани.

Раньше люди пели песни!

Я окончил училище в 1954 году. Впечатление от тех времён хорошее. Всё было на каком-то подъёме. Вот как будто посадили семя, росточек пошёл, тебя заваливают, а ты пробиваешься на свет.

Помню, Сталин умер в 1953 году. Митинги были. И я, оборвыш, стою на этом митинге, заплатка на заплатке. Взрослые плачут. И у меня тоже слёзы пошли. Все выступали и говорили: что теперь будет? И я себя поймал на мысли: хуже не будет. Потому что - куда хуже? Но тем не менее, с каждым годом ощущение улучшения, подъёма. Ведь люди пели песни! Сейчас жизнь совсем другая, а не поют!

Каждый год 1 апреля было снижение цен. Я сразу про конфеты вспоминаю - «дунькина радость». Килограмм стоил рубль. А с 1 апреля - 87 копеек. Мы учительницу спрашиваем: почему не круглые цифры? Она отвечает: а вы по стране посчитайте, в какую сумму это выльется. Прикинешь - и соглашаешься. Учительница говорит: на будущий год ещё будет снижение, вот посмотрите.

18 суток в телячьем вагоне

При распределении мне выдали свободный диплом. Я решил с родителями посоветоваться. Приехал домой, говорю им: «Какой бы я из путей ни выбрал, мне от вас никакой помощи не потребуется». Отец отвечает: «Ты, сынок, конечно, хорошую вещь высказал, но теперь не тебе наша помощь нужна, а нам твоя». И я как будто протрезвел: как же сам не догадался! Решил: трудоустраиваюсь.

Проработал год в Больше-Царевщинской средней школе Красноярского района Куйбышевской области и ушёл служить на Тихоокеанский флот. Нас 18 суток до Владивостока везли в телячьих вагонах, на полу солома, топили буржуйками. В 1957 году вернулся. Потом работал в Софьинской восьмилетней школе Радищевского района. А с 1 августа я стал первым секретарём Радищевского райкома комсомола.

Район небольшой, народ там хороший. Мы за счёт средств, заработанных комсомольцами на субботниках и воскресниках, в селе Верхняя Маза соорудили памятник-бюст Герою Отечественной войны 1812 года, поэту-партизану Денису Давыдову. В 1961 году я стал вторым секретарём Ульяновского обкома ВЛКСМ, побывал на VIII Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Хельсинки.

А в 1963 году ушел из комсомола в школу № 24 завучем. Потом открылась школа № 52. С 30 октября 1964 года я здесь…

В его школе нет второгодников. Больше половины детей учатся без троек. Почти четверть педагогического состава - выпускники школы. Почти половина учеников -дети и внуки выпускников. Среди выпускников и учащихся - более 300 мастеров и кандидатов в мастера спорта: многократный чемпион России по плаванию Сергей Прохоров, победительница Кубка мира по морскому многоборью Светлана Ледяева, абсолютная чемпионка Поволжья по спортивной гимнастике Алёна Полян, главный тренер футбольной команды «Волга» Сергей Седышев и многие другие.

Справка АиФ:

Радий Николаевич (по паспорту - Рамзи Нуретдинович) Шаркаев - отличник народного просвещения РСФСР, заслуженный учитель школы Российской Федерации, почётный профессор, лауреат ежегодной премии Попечительского совета УлГУ «За большой вклад в дело обучения и воспитания на земле Симбирской, педагогическое мастерство, профессионализм и неустанный творческий поиск». В 2004 году решением Ульяновской Городской Думы Шаркаев занесён в «Золотую книгу Почёта».

Смотрите также: