Со строительством магистрального газопровода Сызрань-Ульяновск власти нашего региона связывали и продолжают связывать надежды на рост инвестиционной привлекательности Ульяновской области. Договоренность о его строительстве была достигнута 21 июня в результате переговоров губернатора Сергея Морозова с членом правления ОАО «Газпром», начальником департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа Олегом Аксютиным.
Мимо не пройти
Проект предусматривает прокладку по нашей территории трубы диаметром 700 миллиметров, по которой нам будет доставляться более пяти миллиардов кубометров газа ежегодно, что должно обеспечить необходимыми лимитами «голубого топлива» все крупные инвестиционные проекты, реализующиеся в регионе, а также создать базу для организации новых производств.
Строительство началось уже в июле, но вскоре в комитет по культурному наследию Ульяновской области начали поступать заявления от обеспокоенных граждан о том, что в районе Баратаевки рядом с сохранившимся с XVII века валом Симбирской засечной черты ведутся работы по прокладке трубопровода.
27 июля сотрудники комитета выехали на место, и выяснилось, что ветка газопровода должна пройти прямо через памятник истории. Рядом с оборонительным валом, построенным нашими предками, велись сварочные работы, правда, в землю строители углубиться не успели. Правда рядом обнаружился участок, где был снят слой грунта, но строители объяснили это тем, что на этом месте была несанкционированная свалка, которую они ликвидировали.
После проверки выяснилось, что никакой разрешительной документации на земляные работы у строителей нет, и результатом стало предписание об остановке строительства.
Как оказалось, подрядчики накануне строительства заключили договор с археологами из Самары, которые предоставили список и схему расположения всех объектов, имеющих историческую ценность, которые могли оказаться на пути газовой магистрали. Однако Симбирской засечной черты, которую в принципе обойти невозможно, в этом списке не оказалось.
Работу придется делать заново
Естественно, возникли сомнения и в том, что на пути газопровода не может оказаться и других объектов, имеющих историческую ценность.
Как нам сообщила заместитель председателя комитета по культурному наследию Любовь Еремина, работа по их выявлению будет проведена вновь – на этот раз за дело возьмутся археологи из Саратова. И земляные работы, прежде чем из земли не будут извлечены все исторические ценности, не начнутся. Также фирма-подрядчик дала гарантию, что в тех местах, где исторические памятники окажутся «не извлекаемыми», газопровод обойдет их стороной. И действительно, после того, как началось повторное исследование маршрута газопровода, было обнаружено еще несколько ранее «неучтенных» археологических памятников.
Что касается Засечной черты, то стороны сошлись на единственном варианте, который может устроить всех: на этом участке газопровод уйдет глубоко под землю – так называемый «прокол» будет сделан на такой глубине, где нет и не может быть никакого культурного слоя.
Как отмечают представители фирмы-подрядчика, в любом случае, им выгоднее выполнять все законные требования, которые к ним предъявляют, чем «бодаться» с местными властями. Например, если на пути строящегося газопровода возникает водная преграда, то, согласно строительным правилам, они должны не только провести работы по укреплению береговой линии, но и выпустить в водоем триста килограммов мальков…
Под землю не смотрят…
Конечно, радует, что проблема была решена быстро и почти безболезненно. Однако возникает вопрос: если подобные «нестыковки» случаются даже при реализации стратегических инвестиционных проектов, что говорить о менее масштабных стройках? В принципе, предварительному археологическому исследованию должна подвергаться любая территория, где планируется вести земляные работы – даже если строится дачный домик. Исключение может составлять только ремонт подземных коммуникаций, который ведется исключительно в местах, которые уже не раз перекопаны, и все артефакты, если они там и были, все равно уже утрачены. Но, как правило, это не делается – уже потому, что далеко не все строители осведомлены о том, что это делать надо. А те, кто знает, не стремится выполнять данное требование, поскольку надеется проскочить, избежав «непроизводственных» расходов. Причем, как правило, сделать это удается, потому что представителя контрольных органов у каждого котлована все равно не поставишь…И что было бы с Засечной чертой, если бы о приближения к ней стройки газопровода не сообщили проходящие мимо граждане – тоже неизвестно. Кто бы тогда защитил оборонительное сооружение, которое более века служило России защитой от внешней агрессии.
Смотрите также:
- В центре Ульяновска начала плановая обрезка тополей →
- «Зарабатывают», не работая… →
- Почему травка не зеленеет →