То яма, то колдобина. Когда доживём до нормальных дорог?

Сергей Юрьев / АиФ

Дороги в Ульяновской области – не проблема. Дороги в нашем регионе – беда, которую в той или иной степени чувствует каждый – и водители, и пассажиры общественного транспорта.  Однако страдает не только население. Страдает  экономика.

   
   

Ещё несколько лет назад областные власти обозначили себе задачу: поднять на невиданную высоту инвестиционную привлекательность региона. Причём, развитая транспортная инфраструктура и качественные дороги – один из главных признаков такой привлекательности. А дороги лучше не становятся.

Не дороги - направления

По официальным данным, настоящее время не соответствуют нормативным требованиям шестьдесят процентов дорог в регионе, или 2800 километров. При этом, ежегодно необходимо ремонтировать шестьсот километров дорожного покрытия, а существующее финансирование позволяет делать втрое меньше!

Кстати, если взять за межремонтный период пять-шесть лет, то получается, что ежегодный ремонт шестисот километров позволит лишь сохранить состояние дорог в нынешнем состоянии, но никак не сделает их лучше.

Между тем, даже отремонтированные дороги, в которые вложены огромные средства, далеко не всегда радуют горожан и жителей области. Стоит только вспомнить дорожное покрытие, положенное на улице Гончарова осенью 2010 года, которое разрушилось, едва следующей весной сошёл снег.

Так куда же мы движемся? Получается, что при сохранении существующей ситуации в области однажды дорог просто не будет – останутся одни направления…

   
   

Итак, что нам мешает улучшить ситуацию? Что необходимо сделать для предотвращения повсеместного дорожного коллапса? Есть ли вообще какие-либо надежды и перспективы?

Тюрин Фото: АиФ / Сергей Юрьев

Практика и желания пока не совпадают

Впрочем, заместитель министра строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Андрей Тюрин утверждает, что во многих регионах России дела обстоят значительно хуже, чем у нас: «По бюджетному обеспечению дорожного фонда мы далеко не на последнем месте. Например, в Республике Марий-Эл на ремонт дорог вообще не выделяют ни копейки. Самодостаточных регионов всего пять, так что не недавнем совещании в Госдуме практически все представители субъектов Федерации заявили, что необходима целевая поддержка из бюджета России. А нам сейчас просто приходится выбирать, какие дороги необходимо ремонтировать в первую очередь. В приоритете – региональные дороги с максимальной транспортной нагрузкой, транзитные участки, а также дороги, по которым двигаются рейсовые автобусы или проложены школьные маршруты».

Андрей Сергеевич также объяснил, почему в России дороги держатся три года, а в какой-то там Турции – пятнадцать лет: «Не надо забывать, что там земля вообще не промерзает, а у нас годовой перепад температур зашкаливает за шестьдесят градусов. На территории области элементарно нет месторождений качественного щебня. Цена ему – 300 рублей за тонну, а с доставкой по железной дороге она «подпрыгивает» почти вчетверо».

А выход он видит в долгосрочных контрактах: подрядчик должен быть заинтересован в том, что с ним продолжали сотрудничество, заключал договоры не только на ремонт, но и на дальнейшее обслуживание дорог. Разумеется, чем качественнее выполнен ремонт, тем меньше затрат на обслуживание, но и в этом случае необходимо полноценное, соответствующее нормативу, финансирование обслуживания дорог – такое, чтобы подрядчику было выгодно этим заниматься. Так что, заместитель министра признал, что такой практики пока нет, поскольку отсутствует нормативное финансирование. Но уже в скором будущем планируется заключать долгосрочные пятилетние контракты, и уже есть прогноз областного минфина по ожидаемым поступлениям в дорожный фонд, которые позволят правительству региона выполнить свои финансовые обязательства перед подрядчиками.

Кстати, за 2013 год в  области запустили восемь новых асфальтобетонных заводов, где весь технологический процесс налажен по последнему слову техники, и даже осуществляется компьютерный контроль дозировки компонентов смесей. Есть основания надеяться, что качество ремонта  в регионе всё-таки поднимется на новый уровень.

Как платят – так и ремонтируем

Сергей Холтобин, директор департамента автомобильных дорог:

Холтобин Фото: АиФ / Сергей Юрьев

«Наша «голубая мечта – содержание дорог по нормативу, который должен составлять ежегодно в среднем 360 тысяч рублей на километр. Сюда входит уборка снега, выкос травы на обочинах, обработка пескосоляной смесью зимой, латание ям, замена и обновление дорожных знаков, разметки.  Словом, всё, кроме ремонта. Сейчас эта сумма составляет всего 180 тысяч, а значит,  необходимо, как минимум, вдвое увеличить финансирование.

Примерно такая же картина и по ремонту дорог… Протяжённость всей нашей дорожной сети составляет 4 600 километров. Даже при максимальном межремонтном интервале в десять лет, ежегодно необходимо ремонтировать 460 километров. Теперь умножаем каждый километр на стоимость его ремонта, которая составляет 10-15 миллионов рублей. И получается, что даже по минимуму требуется 4 миллиарда 600 миллионов ежегодно. И это – не считая двух миллиардов, необходимых на содержание дорог.   Таким образом, областной дорожный фонд должен составлять, по самым скромным подсчётам, не менее шести с половиной миллиардов  рублей. А в этом году он не превышает 2 миллиардов 800 миллионов. Сколько денег выделяется – на те и ремонтируем...

Движение не организовано – от того и пробки!

Павел Елизаров, автолюбитель с двадцатилетним стажем:

Елизаров Фото: АиФ / Сергей Юрьев

«Проблема дорог Ульяновска – не только в качестве асфальта, но и в организации движения! По крайней мере, в городе, дорожное покрытие местами стало лучше… Но я, например, каждый день езжу на работу с Отрадной до Октябрьской, и по всей улице Рябикова по утрам сплошная пробка. Особенно на участке от Богдана Хмельницкого до остановки «Путепровод». А всё потому, что по многочисленным «зебрам» сплошным потоком идут пешеходы. Почему бы там не построить подземные или мостовые переходы?! Вместо бестолковой замены бордюрного камня! Такая мера сразу бы разгрузила дорогу. И таких проблемных мест в городе множество. В Ульяновске нет ни одной  двухуровневой развязки, хотя они необходимы и на Пушкарёвском кольце, и на перекрёстке улиц Минаева и 12 Сентября и в ряде других проблемных мест. Это, конечно, недёшево, но надо учитывать, что число автомобилей растёт, и, если ничего принципиально не менять, город рискует превратиться в сплошную пробку. Хотелось бы, чтобы органы власти, отвечающие за транспорт и дорожное строительство, крепко задумались об этом».   

Даже полиция – за!

Сергей Горбунов, активист сообщества «Ульяновские водители»

Горбунов Фото: АиФ / Сергей Юрьев

Общественная инициатива может сыграть огромную роль в улучшении ситуации на дорогах. Стоит только объединиться и начать.

В апреле наше сообщество, призванное нести в массы идеалы взаимовыручки на дороге, организовало акцию по обводке светоотражающей краской выбоин на дорогах города. Откликнулось около двухсот экипажей!

Поначалу мы планировали провести акцию лишь на некоторых улицах Засвияжья, но в итоге удалось охватить все районы города. И, стоит сказать, что мы встретили понимание со стороны горожан. Нас приветствовали не только проезжающие мимо автомобилисты, но и пешеходы по этому поводу  высказывались позитивно. Даже сотрудники полиции не только нам не препятствовали, а наоборот – выражали одобрение. Один экипаж ППС даже через громкоговоритель в наш адрес высказал слова поддержки.

Потом результаты мы выставили на страничке сообщества в сети Интернет. Местами, уже на следующее утро на дороги вышла строительная техника, и многие ямы были заделаны буквально в течение дня. А если бы общественный контроль подобного рода носил постоянный характер, то и те, кто отвечает за состояние дорог, возможно, более ответственно относились к своей работе. Вот так сообща мы сделали важное и нужное для всех дело.

Справка:

Оригинальным способом решали проблему строительства и ремонта дорог в Симбирской губернии в начале XIX века.

8 (20 по новому стилю) марта 1811 года был учрежден сбор с каждого воза, въезжавшего в Симбирск, и с каждого судна, подходившего к Симбирской пристани, определенного числа булыжных камней для мощения улиц и площадей города. Примером тому стал указ Петра I, который почти сотней лет ранее издал для Санкт-Петербурга. Именно в 1811 году император Александр I распространил его действие на другие города России. А поскольку Симбирск находился на пересечении нескольких торговых путей, то и недостатка в булыжнеке здесь не наблюдалось…

Смотрите также: