Нужен ли каждой ульяновской школе отдельный бухгалтер?

АиФ в Ульяновске / АиФ

Ликвидировав 4 года назад районные отделы народного образования в Ульяновске, власти определили, что каждая школа (и даже детский сад!) – это теперь отдельное юридическое лицо. С тех пор в каждом учебном (и дошкольном) заведении как минимум по бухгалтеру, а то и по два. И вот снова – движение в обратную сторону.

   
   

В настоящее время всерьёз обсуждается вопрос о том, чтобы вновь «изъять» бухгалтеров из образовательных учреждений и передать их в единую централизованную городскую бухгалтерию. «Аиф» пытается разобраться в этой ситуации, выслушав мнения «за» и «против».

Обратный экспресс

Движение образовательного «экспресса» в обратную сторону оказалось не по нраву как вкусившим финансовой самостоятельности директорам, так и теряющим работу бюджетникам.

Перехватить протестную волну взялся депутат Законодательного Собрания Ростислав ЭДВАРС.

- Однозначно нужно экономить на административно-управленческом аппарате, для этого есть очень большие резервы, но не такими прямолинейными методами, как это пытаются сделать, - сообщил он нам.

По примеру части федеральных парламентариев он предостерёг областной минфин от сокращения расходов на образование, а минобр – от необдуманной оптимизации бухгалтерий, которая может лишить школы самостоятельности, а директоров инициативы.

А как с ответственностью?

Финансовая самостоятельность предполагает высокий уровень финансовой ответственности. Как с этим в городе Ульяновске? В других городах и весях?

   
   

Прошлогодний пример из судебно-прокурорской практики. 44-летняя главбух одной из средних общеобразовательных школ города Ульяновска Ирина Д. в течение трёх лет стабильно завышала в платежных документах зарплату себе, брату и сестре. Эти ее родственники, как выяснилось, и вовсе сотрудниками школы не являлись. Ущерб, нанесённый бухгалтером школе, составил 725 тысяч рублей.

От города не отстала и сельская глубинка. Более 800 тысяч рублей «заработала» 48-летняя главный бухгалтер Подлесненской основной и Копышовской начальной общеобразовательных школ Майнского района. Она завышала зарплатные суммы учителям и, подделав их подписи, «получала» за них деньги. Излишки забирала себе.

Самостоятельность подвигла её еще на одну авантюру – получение льготного кредита по программе развития сельского хозяйства с фиктивной покупкой овец. Часть этих денег бухгалтер тоже присвоила.

Возможно, точные цифры административных нарушений покажет ревизия деятельности школьных и детсадовских бухгалтерий, которая проходит в настоящее время.

В то же время, когда школы и детсады стали автономными, а только в 2011 году таких в городе было 11, именно бухгалтеры были первыми помощниками директоров: по городским субсидиям на пластиковые окна, ремонт здания и другие хозяйственные нужды, бухгалтеры освоили государственные закупки, научились пользоваться бухгалтерскими электронными программами, да просто научились работать не на счётах.

Что это даст?

В Ульяновске 83 школы и 133 детских сада. Армию бухгалтеров и иных бухгалтерских работников кадровики с разными вариациями оценивают примерно в 500 человек со средней зарплатой в 10-12 тысяч рублей. Ежегодное содержание этого аппарата вместе с оргтехникой и расходными материалами оценивается примерно в 150 млн рублей. Централизация, а значит, и сокращение персонала до 170 человек, высвободит значительные средства на действительно полезные расходные статьи.

Противники жмут на «человеческий фактор». Значительная часть людей остаётся без работы. Это большая личная проблема для каждого и большая социальная проблема для общества. Если сокращения пройдут по закону – то при всех полагающихся выплатах плюсы экономии проявятся не сразу. Возможно, бухгалтеров начнут «уговаривать» написать заявление по собственному желанию. Да и зачем теперь школам-детсадам статус юридических лиц без возможности «рулить» средствами?

Непростой, но необходимый шаг

Максим ТЕРЛЯЕВ, помощник главы администрации Ульяновска:

- Вопрос, действительно, назрел. Это шаг непростой, связанный с признанием управленцами своих собственных ошибок в недалёком прошлом. Но это шаг необходимый, что бы ни говорили его противники.

На что в связи с этим хотелось бы обратить внимание.

Первое. Бухгалтерские единицы будут именно сокращаться – соответственно со всеми выплатами. Все слухи о том, что людей будут уговаривать писать заявления «по собственному желанию», не соответствуют действительности.

Второе. Лучшие бухгалтеры останутся в центральной бухгалтерской системе города. Таковых будет 170 человек. Третье – это то, что бухгалтеры, попавшие под сокращения, обязательно будут поставлены на учёт в центре занятости, их дальнейшая судьба будет находиться под нашим пристальным вниманием. Им будут предложены все возможные альтернативные должности. Бросать людей на произвол судьбы мы не собираемся.

Четвёртое – это то, что весь этот вопрос экономит большие средства – около 30 млн. рублей, которые могут быть направлены на решение социальных вопросовв Ульяновске, в том числе в сфере того же образования.

Антикризисная и временная

Мнение власти

Анатолий ЛАПИН, д. э. н., профессор, заведующий кафедрой экономического анализа и государственного управления УлГУ:

- Я считаю, что оценка эффективности управления бюджетом в зависимости от экономической ситуации всегда будет меняться, склоняясь то в пользу самостоятельности хозяйствующих субъектов, то их централизации. Вопрос заключается в том, в какой конкретной экономической ситуации то или иное решение наиболее оптимально. Если у школ в сельских районах возможности привлечения дополнительных бюджетных средств минимальны, то и должность школьного бухгалтера окупаться не будет.

Если учреждение может что-либо заработать самостоятельно, то, разумеется, финансовая самостоятельность пойдёт ему на пользу.

Предлагаемую меру, скорее, можно рассматривать как антикризисную. Действительно, экономисты прогнозируют в самом крайнем варианте 15%-е сокращение бюджета. В этом случае оправдано и превентивное сокращение расходов.

При этом эффективным учреждениям следовало бы сохранить внебюджетную «подушку безопасности». Централизация бухгалтерии, я считаю, оправдана как мера антикризисная и временная. И не всеобщая.

Чем больше,тем труднее

Мнение эксперта

Евгений ДУБРИКОВ, учитель истории высшей квалификационной категории, преподаёт ОБЖ:

Я помню, как вся эта история затевалась – по внедрению бухгалтеров в каждую школу. Тогда это мотивировалось необходимостью придать школам какую-то самостоятельность.

На что ясразу же обратил внимание? Как только бухгалтеры появились в школах – от них сразу же пошли жалобы, как много у них работы, с которой в одиночку они уже никак не справляются. По их словам получалось, что нужно как минимум два человека. Действительно, кто заменит заболевшего или отпускника?

Вскоре каждой школе «раздали» по 2 бухгалтера – главный бухгалтер и «бухгалтер–кассир», если не ошибаюсь. Если это был такой способ борьбы с безработицей – тогда ладно, бог с ней. Но вряд ли можно согласиться с тем, что это на самом деле сделано в пользу самостоятельности школ. Для школы это, скорее, дополнительное бремя, лишние затраты. И жалобы, заметьте, не прекратились. С каждым годом школьные бухгалтеры жалуются на всё большее количество бумаг, сложность отчётов. Людей больше – и работы больше. Парадокс? Пожалуй, да. Во всяком случае, эту картину я реально наблюдаю.

КСТАТИ

Виктория, С.-Петербург:

- Вел ли кто-то бухгалтерский учет в школе? С чего начинать хотя бы?

Александр, Ессентуки:

- Не думаю, что это хорошая работа. В бюджетной организации платят очень мало, а работы много, могут также возлагать обязанности кадровика.

Ольга, Тверь:

- Я работаю в школе 6 лет главным бухгалтером. Работы, конечно, очень много, но терпимо. Заработная плата нормальная. В школе 33 класса, 830 учащихся, количество работающих 110 человек, присоединен детский сад (100 детей) и 30 работников. Количество работников бухгалтерии 3 + я.

С форума школьных бухгалтеров

Смотрите также: