Вадим Харлов: «Будем выживать. В бюджете страны нет ресурса для развития»

Бабушка в рыбный магазин уже будет ходить на экскурсию, кроме кильки, на её пенсию другой рыбки не купишь. © / Валерий Христофоров / АиФ

Чего стоит ждать от главного финансового документа России, рассказал  депутат  Государственной Думы Вадим Харлов.

   
   

Кризис без конца?

Е.Любимова: Вадим Борисович, это будет бюджет  развития или  все-таки - выживания?

В. Харлов: Безусловно, всегда  приятнее говорить людям те вещи, которые могли бы их радовать и обнадеживать, однако ситуация обязывает меня быть реалистом. Могу сказать одно – бюджет-2016 – это бюджет выживания. Впервые с начала 2000-х у нас наблюдается заметное снижение реальных доходов населения, чего не было даже в кризисные 2008−2009 годы. В самом лучшем случае,  в 2016 году может быть достигнута определенная  стабилизация ситуации, а вот говорить о развитии абсолютно не приходится.

- Почему, на ваш взгляд,  ситуация настолько ухудшилась?

- Главная причина не санкции, а модель экономических отношений и экономическая политика, которую проводило правительство страны на протяжении последних двух десятков лет. К сожалению, внятная экономическая политики, которая способствовала бы выходу страны из экономического кризиса, пока не просматривается.  

Считаю, что поскольку денег в бюджете на все не хватает, правительству следовало бы   сосредоточить внимание на самых важных и перспективных программах, которые могли бы  дать импульс экономике и повлечь за собой позитивные изменения в масштабах всей страны. 

«Социалка» ужимается

- Политики любят подчеркивать  социальную направленность принимаемых главных финансовых документов страны. Можно ли охарактеризовать бюджет-2016 как социально направленный?

Факты
Расходы на образование по сравнению с 2015 годом снижены на 8,5% (до 578,6 млрд руб.), на здравоохранение – на 8% (490,6 млрд).
   
   

- С полной ответственностью  могу утверждать, что в отличие от бюджетов прошлых лет  «Бюджет – 2016»  менее социально ориентированный, поскольку предусматривает существенно уменьшение финансирования социальных программ. Приостанавливается действие нормы пенсионного законодательства об индексации пенсий на уровень инфляции. Заложенные средства предусматривают в 2016 году только индексацию в размере четырёх  процентов. Проведение повторной индексации в зависимости от экономической ситуации - под большим вопросом, поскольку в Минфине весьма скептически оценивают появление такой возможности. Допустить такое развитие событий мы, конечно, не можем. Большинство депутатов настроено на то, чтобы придать второй индексации законодательно обязывающий характер, а её  размер и сроки   определить отдельным законом.

- Исторический опыт свидетельствует, что из всех кризисов Запад неизменно выходил технологически обновленным. Есть ли у нас такой шанс?

- Шанс, безусловно, есть. Однако чтобы  «сказку сделать былью», необходимы серьезные вложения в людей, в образование, в технологии. Мы же в деятельности  нынешнего правительства  этого не наблюдаем. По оценкам экспертов Центра развития ВШЭ, расходы на высшее образование в неизменных ценах составят всего 78% от уровня 2012 года. А без инвестиций в человеческий капитал обеспечить прорывной экономический рост ещё никому не удавалось.

- Вы будете голосовать против принятия бюджета 2016?

- Я не берусь сейчас ничего утверждать. Идёт очень напряженная работа. От того что мы проголосуем против,  денег в казне не прибавится. Сегодня мы работаем над тем, чтобы финансовые ресурсы,  которые есть,  могли быть использованы  с максимальной  отдачей.  Всё будет зависеть от того, насколько  правительство будет готово учесть наши замечания и предложения.

Смотрите также: