Должности губернатора и председателя правительства совместят, кандидатов в министры станут согласовывать с депутатами областного парламента и в законодательном порядке обяжут отчитываться перед Общественной палатой.
Эти и другие пункты уже в мае 2020 года планируется внести в Устав Ульяновской области – своего рода региональную Конституцию, принятую 15 лет назад и с тех пор остававшуюся неизменной.
Сенсация?
Идея обновить главный документ региона возникла не на пустом месте – пусковым механизмом послужило Послание Президента РФ Федеральному Собранию, в котором глава государства предложил внести поправки в Конституцию, наделяющие Государственную Думу правом утверждать кандидатуры на посты Председателя Правительства, вице-премьеров и федеральных министров. То, что нечто подобное может произойти и на уровне нашего региона, в интервью «АиФ» предсказывал политолог Дмитрий Травкин. Как в воду глядел!
Возможные изменения в Устав области впервые обсуждались 23 января на заседании специально созданной рабочей группы. Свои предложения (с них мы, кстати, начали эту статью) внёс губернатор Сергей Морозов.
Что касается объединения должностей главы региона и председателя правительства, то это отнюдь не сенсация – о планах взять на себя обязанности премьера Морозов неоднократно заявлял ещё в середине прошлого года, правда, о поправках в Устав области речи тогда не шло.
Бежим впереди паровоза?
А вот идея предоставить Законодательному собранию право вносить губернатору кандидатуры на должность министров – не что иное, как прямая аналогия с предложенными президентом поправками в Конституцию.
«Считаю, что перед утверждением на должность кандидаты должны проходить через процедуру консультаций с фракциями ЗСО, а также через специальные выборы с обязательным представлением своей программы действий», - заявил губернатор.
«Шаг в сторону демократии и усиления парламентаризма – это, конечно, хорошо, однако не бежим ли мы вперёд паровоза? На мой взгляд, не стоит так торопиться, - говорит доктор политических наук, профессор УлГУ Нина Дергунова. – Надо бы подождать, пока предложенные Президентом поправки пройдут в Государственной думе главное, второе, чтение, и уже потом вносить изменения в устав региона».
И, наконец, вопрос об Общественной палате. Если инициативе губернатора дадут добро, то в главном документе области появятся пункты, касающиеся взаимодействия указанной структуры с органами власти, и положения, закрепляющие обязанность членов правительства отчитываться перед ней. Звучит красиво, но, как отмечают некоторые эксперты, Общественная палата пока к реальному обществу особого отношения не имеет.
Заживём!
«Действующий закон об Общественной палате свидетельствует, что процесс её формирования находится под сильным контролем власти: 20 человек утверждает губернатор, 20 – Законодательно собрание, эти 40 человек выбирают ещё 20 из числа представителей местных общественных объединений. Понятно, что ни представители ЗСО, ни представители губернатора критически настроенных людей не предложат, - считает профессор Дергунова. - Сейчас этот закон можно изменить, и глава региона несколько раз этим пользовался. Если закон будет внесён в устав, то так просто его уже не изменишь».
Кстати, возможностью внести свою лепту в реформирование документа воспользовался не только глава региона. Так, заместитель руководителя администрации Губернатора Алексей Преображенский заявил о необходимости дополнить устав положениями об уполномоченных по правам ребёнка и защите прав предпринимателей. Депутат Гордумы Денис Седов предложил привлекать общественность к выборам глав муниципальных образований и этот момент зафиксировать в документе. Декан юрфака УлГУ Сергей Морозов выступил с идеей создать в регионе некий аналог Госсовета. Президент Нотариальной палаты Венеря Браташова обратила внимание, что в действующем уставе нет ни слова о социальных гарантиях, и это нужно исправить.
Планируется, что в ближайшие месяцы все поправки будут сформулированы и согласованы с общественностью, а в мае документ рассмотрят парламентарии. Скорее всего, его примут, и вот тогда заживём!