Александр Майер: «Налоговые льготы нужно предоставлять развивающимся предприятиям»

   
   

— Александр Александрович, как бы Вы охарактеризовали принятый в первом чтении бюджет Ульяновской области на 2010 год? Заложены ли в нем предпосылки для экономического развития региона?

— Должен сказать, что бюджет 2010 года в первую очередь социально-направленный: мы заложили в него только обязательные социальные платежи, такие, как зарплаты работникам бюджетной сферы, выплаты региональным льготникам. Эти расходы на сегодняшний день составляют более 70% областного бюджета. Что касается реального сектора промышленности, всерьез говорить о размерах бюджетных средств, направленных на развитие экономики региона, можно будет только после принятия федерального бюджета и определения объемов финансовой помощи из федерального центра.

На сегодняшний день нами утверждены только основные параметры бюджета: доходы, расходы, дефицит. В нынешнем виде бюджет не устраивает ни нас, ни исполнительную власть. Поэтому сейчас, перед вторым чтением, мы очень въедливо работаем с каждой расходной статьей. В условиях «похудевшего» бюджета мы должны четко представлять, какие направления в экономике для нас являются первостепенными, какие областные целевые программы должны быть сохранены. Ведь как бы тяжело ни было во время кризиса, всегда надо думать о перспективах, о будущем. В числе важнейших приоритетов для области я вижу снабжение населенных пунктов качественной водой, газификацию и дорожное строительство. Некоторые из значимых целевых программ сейчас приостановлены из-за отсутствия денег. Но это не конец света — никто не мешает нам возобновить их исполнение, как только появятся необходимые средства.

Отдельно хочу подчеркнуть важность эффективного бюджетного планирования, которое мы, к сожалению, не всегда наблюдаем. Бывают случаи, когда некоторые ведомства просто не могут освоить запланированные и выделенные им из бюджета деньги. Такие промашки недопустимы, ведь пока эти деньги висят «мертвым грузом», другие жизненно важные социальные программы остро нуждаются в финансировании.

— Федеральное руководство часто говорит о диверсификации экономики, о внедрении инновационных технологий. Есть ли в Ульяновске возможность развивать наукоемкие, высокотехнологичные производства?

— Да, и Президент, и Премьер-министр правильно указывают на то, что мы сегодня все «выкачали» из бывшего СССР, и подошли к той черте, когда просто нельзя не вкладываться в обновление оборудования, в развитие новых технологий. Чтобы переоснастить такие крупные предприятия, как ульяновский, горьковский либо тольяттинский автозавод, потребуется не одна сотня миллиардов рублей. Но прежде чем вкладывать в эти заводы деньги, нужно, на мой взгляд, разработать четкий помесячный план, направленный на конкретный результат. Вкладываемые государством средства далеко не всегда эффективны, за примерами далеко ходить не надо. Вкладывать деньги нужно туда, где завтра будет выпущена конкурентоспособная продукция, которая будет оптимальной по соотношению «цена — качество».

   
   

— Что для этого делается на региональном уровне?

— Правительство области разработало программу по повышению эффективности и конкурентоспособности региональной экономики на основе модернизации предприятий. Законодательное собрание разработало и приняло пакет законов, направленных на повышение конкуренции. Понятно, что эффект от этих мероприятий мы почувствуем не сразу. Почему, к примеру, некоторые товары у нас дороже, чем в Татарстане? Да потому что зачастую в Ульяновске на аналогичных предприятиях оборудование устаревшее, производственные помещения оставляют желать лучшего. Как в этих условиях конкурировать на рынке? Ограничивать приток продукции из других областей — на мой взгляд, совершенно неправильный, тупиковый путь. Мы должны побудить своих местных товаропроизводителей делать товары лучше, то есть качественнее и дешевле, чем в соседних регионах.

— Если говорить о малом и среднем бизнесе — эффективна ли его поддержка в период кризиса?

— Кризис очень болезненно ударил по этому сектору экономики. Предприятия малого и среднего бизнеса сегодня «задыхаются» от необходимости расплачиваться по взятым еще до кризиса кредитам.

Многие боятся открывать свое дело, несмотря на предоставленные правительством области различные виды поддержки и льготы. С другой стороны, представители малого и среднего бизнеса, рассчитывающие на дополнительную поддержку, редко имеют четкий план развития с использованием этой поддержки. Я, например, против предоставления налоговых льгот всем подряд. Налоговые льготы эффективны только тогда, когда предоставляются развивающимся предприятиям, с продуманным бизнес-планом, которые в итоге могут дать и новые рабочие места, и налоговые отчисления. Нам как представительной региональной власти важен экономический эффект для Ульяновской области, поэтому Законодательное Собрание, прежде чем утвердить какие-либо налоговые послабления, обязательно запрашивает у предприятия бизнес-план. Так было с «Авиастаром»: мы предоставили этому заводу льготы — и он «поднялся с колен», выпускает в год 7 — 8 самолетов, а не 2 — 3, как раньше. В итоге мы сохранили жизнь важнейшему для экономики региона предприятию.

Вот еще один свежий пример: на последнем заседании депутаты внесли изменения в закон «О государственной поддержке приоритетных инновационных проектов Ульяновской области». Закон обеспечивает возможность предоставления мер государственной поддержки организациям, реализующим приоритетные инновационные проекты, при условии, что за последний отчетный год по сравнению с предшествующим годом предприятием не допущено снижение объемов производства и не снизилась зарплата работников. Финансовая поддержка действующим предприятиям, реализующим приоритетные инновационные проекты, должна послужить дополнительным стимулом для модернизации производства и создания высокотехнологичной конкурентоспособной продукции.

Также ЗСО утвердило изменения в закон «О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области», которые дополняют существующие формы государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области, вводя статус инвестиционного проекта, реализованного в особых условиях. Данный статус может быть присвоен объекту, который успешно работал в период с 1 октября 2009 года по 31 декабря 2012 года.

— Экономический эффект должна принести и правильная инвестиционная политика. Как с этим сегодня обстоит дело?

— В связи с кризисом объем инвестиций уменьшился не только в Ульяновской области, но и вообще во всем Приволжском федеральном округе. Но с завершением кризиса (а признаки этого уже появляются) приток инвестиций возрастет. При выборе региона инвестор анализирует множество факторов: где лучше условия, где меньше бюрократии, где предоставляются налоговые льготы. Наша задача — создать самые привлекательные условия, и пока у нас это получалось. В то же время мы должны понимать, что инвестиционным проектам нужно соответствующее энергообеспечение: газ, электроэнергия, инфраструктура. Эти вопросы нам еще предстоит решать, работа ведется. Я могу предположить, что инвестиционная деятельность в Ульяновской области активизируется с нового года. В частности за счет московских и питерских предприятий, которые, по оценкам экспертов, из-за дороговизны земельных участков, вероятно, будут выводить свои подразделения в регионы. И мы не должны этот процесс «прозевать».

Смотрите также: