Широкому кругу россиян Яков Кедми известен как постоянный участник популярного политического ток-шоу на канале «Россия 1» и эксперт федерального «АиФ». В середине ноября израильский государственный деятель, дипломат, бывший руководитель службы «Натив» побывал в нашем городе, где со сцены ДК «Губернаторский» поделился с ульяновцами своими «Мыслями о насущном» (так называлась программа) и ответил на вопросы собравшихся.
Противоречий нет
Едва заняв место у микрофона, Яков Иосифович признался, что в Ульяновске он впервые, но сразу почувствовал в нашем городе что-то для себя родное.
«Я увидел типичный русский город. Когда смотрю на Ленинград, думаю - красивый город, но не русский - западный. Вот Москва - русский... Увидел невысокие дома на ваших улицах и подумал - такие дома были в Москве, где я родился. Так что приятно было вспомнить - есть в них для меня что-то родное».
На этом лирическое отступление закончилось, основная часть монолога касалась совсем иных тем и материй: противостояния России и Запада, ситуации вокруг Украины, специальной военной операции. По словам эксперта, чтобы понять, что это за операция и какие цели она преследует, необходимо обратиться к личности нашего президента – понять, как он думает, что он за человек. И уже потом делать выводы из того, что он говорит, и того, что не говорит. Кедми рассказал, что познакомился с Владимиром Путиным в 1993 году - встречались по долгу службы. В одну из таких встреч разговор зашел об отношениях между Россией и Израилем - есть ли у них противоречия, есть ли общие интересы.
«После долгой и серьёзной дискуссии и с его стороны, и с моей ответ был: «А противоречий нет». На второй вопрос ответ был утвердительный. Такой подход - типичный для вашего президента, когда он пытается решать серьёзные государственные проблемы в отношениях с другими странами. Первый вопрос - а есть ли между странами противоречия, и если есть, то естественные они или искусственные. С этого он начинает. Он человек очень взвешенный, очень долго все обдумывает и не принимает решений спонтанно. Я помню, как он реагировал, когда я ставил перед ним совершенно неожиданные задачи. Он брал время подумать, оценить и только после этого давал ответ. Если Путин принимает решение - это не его каприз, это тщательно продуманный шаг, и этим он отличается от большинства политиков. Насколько я понимаю, по мнению вашего президента, между национальными интересами России и любого другого государства на постсоветском пространстве (Украины и прибалтийских стран в том числе) противоречий нет никаких. Это же касается и стран Европы, за исключением Великобритании и Польши - у них эта проблема на генетическом уровне».
По инициативе США
Исходя из этого, считает эксперт, президент России рассматривает конфликт с Украиной как противоестественный, искусственный, созданный Соединенными Штатами в рамках их борьбы против России. К этому присоединяются и другие страны (американцы их тоже втянули), но это не их естественные интересы. Проблемы на Украине - это не проблемы с украинским народом, это проблема конфликта с США и по инициативе США. И так Путин это рассматривает. И поэтому решать проблему, в его понимании, следует не с Украиной, а с Вашингтоном, а он недружественные планы в отношении нашей станы вынашивает не первое десятилетие. Здесь Яков Кедми вспомнил о некоем рассекреченном документе 1946 года. Из него следовало, что из Второй Мировой войны Соединенные Штаты вышли в состоянии, когда 50% мировых богатств было сосредоточено у них в руках. И это при том, что население США составляли лишь 6,3% населения Земли. Сохранение этого состояния указывалось в качестве основной стратегической задачи Соединенных Штатов.
«К этому они и шли, - продолжает Кедми. - Остановка была в 1972 году. В тот год СССР сровнялся с США по количеству термоядерных зарядов (до этого у американцев был огромный перевес) и в Соединенных Штатах признали, что не смогут создать для Советского Союза такую военную угрозу, которая привела бы к смене власти, а победить СССР военным путем нельзя. Тогда же стало понятно, что поддерживать оппозицию и диссидентские движения тоже бесполезно - власть в Стране Советов от этого не изменится. Придя к такому заключению, самый антисоветский президент - Никсон - признал: Россия вывернулась. Понимание, что с Советским Союзом ничего нельзя сделать, сохранялось до тех пор, пока, к полной неожиданности для США, он не рухнул сам. А дальше случилось то, что случилось - развал армии, продвижение НАТО на Восток».
Таким образом, делает вывод эксперт, безопасность России зависит от соотношения сил. Президент это всегда понимал, поэтому помимо попыток восстановить разрушенную экономику делал все, чтобы восстановить и военную составляющую. Как результат - сегодня у России есть абсолютное военное превосходство над США в стратегическом ядерном вооружении. Американцы это понимают и всю свою тактику и стратегию выстраивают на внутренней слабости Российского государства. Они исходят из того, что Россия внутренне слаба (с экономической, политической и военной точек зрения) и её можно сломать. Меж тем практика показала, что экономика страны достаточно устойчива и выдерживает санкции намного лучше, чем надеялись даже те, кто её строил.
Белая и пушистая
Говоря о специальной военной операции, Яков Кедми подчеркнул, что США постарались представить её как конфликт между «злой, колониальной, империалистической Россией и белой и пушистой Украиной», сконсолидировать вокруг этого несколько десятков государств, чтобы попытаться изолировать Россию, оказать на неё огромное политическое, моральное, экономическое и военное давление. В какой-то степени им это удалось.
«Одна из главных целей операции, которую уже удалось решить, - это обеспечение безопасности Крыма, - продолжает политолог. – Надо понимать, что каким бы серьёзным инженерным сооружением ни был Крымский мост, он не сможет защитить полуостров. Если бы украинская армия сосредоточила в Херсонском области 120 тысяч человек и тысячи танков, как это было в Донецкой и Луганской областях, и попыталась бы вторгнуться в Крым, то скорее всего, ей бы это удалось. А нет Крыма – нет и Черноморского флота, а без него Севастополь бы заняли бы американские эсминцы и подводные лодки с ракетами, которые спокойно бы могли поразить большинство систем обороны и атакующих систем России. Так что для России это не вопрос удобства – это вопрос её выживания. Теперь Крым в безопасности. Вопрос с Херсоном – дело времени, на левый берег Днепра украинцы перейти не могут».
Что касается дальнейшего развития событий, то Кедми видит несколько возможных вариантов. В ближайшее время, когда в зону боевых действий прибудут резервисты, российская армия пойдёт в наступление. Если, конечно, до этого момента не начнутся переговоры. А чтобы они начались, необходимо, чтобы американцы и их союзники поняли – даже с их помощью Украина победить на сможет. Если переговоры не состоятся, то Украина может потерять ещё больше территорий – российской армии есть, куда двигаться: если в сторону Приднестровья, то Украина лишается выхода к Чёрному морю, с другой стороны, надо защитить Белгород – для этого нужно брать Сумскую область, а это одна из главных житниц страны. Вариантов много, и для Украины они один другого хуже.
«Условиями применения сил на одном из таких направления Россия и давит на американцев. Если не будет переговоров, ситуация станет еще хуже», - констатирует Кедми.
Спиной к пропасти
По его мнению, в глобальном смысле ситуация простая: в этой операции, которая является частью большого противостояния между Россией и Соединенными Штатами, Украина - это только вступление.
«Если Россия проиграет, это будет началом её конца как государства. Значит, Россия слаба, значит, её руководство не в состоянии правильно оценивать международную обстановку, не в состоянии мобилизовать достаточно сил - втянули страну в авантюру и проиграли. Сейчас на Украине идёт борьба за выживание России. Вы стоите спиной к пропасти, вы не к стене прижаты, вам не на что облокотиться. Для США же проиграть в этой схватке - это неприятно, стыдно… Но этот проигрыш не угрожает существованию Соединённых Штатов. Они борются за свой престиж, а вы - за свою жизнь. Но зная преимущество России в стратегическом ядерном вооружении, американцы катастрофически боятся прямого столкновения с Россией».
После выступления, продолжавшегося более часа, у собравшихся была возможность задать израильскому гостю вопросы, и многие ульяновцы её не упустили: спрашивали про Израиль, СВО, пытались проводить исторические параллели. Автор этих строк тоже прорвалась к микрофону – поинтересовалась, возможно ли эвакуировать в Россию русских из таких русофобских стран, как прибалтийские государства. Яков Иосифович ответил, что такое возможно – если будет воля власти и её готовность взять на себя ответственность за всех русских в мире.